О проекте Декалог. Х/ф

Телевизионный художественный фильм (Польша, 1988). 10 серий.
Режиссер Кшиштоф Кесьлевский.
Сценарий Кшиштоф Кесьлевский, Кшиштоф Песевич.
Композитор Збигнев Прейснер.

В конце 1980-х годов режиссер поставил для телевидения "Декалог", фильм из десяти новелл, тематически вдохновленных Десятью Заповедями. Не все заповеди легли в основу фильмов, какие-то переиначены... Неканонический "Декалог" Кесьлевского таков: "Не сотвори себе кумира", "Не поминай имени Господа всуе", "Чти субботний день", "Почитай отца и мать свою", "Не убий", "Не прелюбодействуй", "Не укради", "Не лжесвидетельствуй", "Не желай жены ближнего своего", "Не желай добра ближнего".
Герои "Декалога" – обычные люди, наши современники со своими страстями, недостатками и достоинствами. ""Декалог" – это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели", – так охарактеризовал свой цикл Кшиштоф Кесьлевский.

Фильм первый.
Оператор Веслав Здорт.
В ролях: Хенрих Барановский, Майя Коморовска, Войцех Клята.
Павел, десятилетний мальчик, и его отец Кшиштоф, университетский профессор, все свое свободное время проводят за двумя домашними компьютерами. Иногда им кажется, что компьютеру можно доверить решение разных вопросов и задач. И они доверяют, забыв, что компьютер - это всего лишь машина...

Фильм второй.
Оператор Эдвард Клосиньский.
В ролях: Кристина Янда, Александр Бардини, Ольгерд Лукашевич.
Дорота, женщина средних лет, обращается к своему пожилому соседу, лечащему врачу ее умирающего мужа, с необычным вопросом: есть ли у него шансы выжить? Выясняется, что она беременна от другого мужчины, которого тоже любит, но если ее муж выздоровеет, Дорота сделает аборт - она не хочет ребенка от другого мужчины при живом муже. Других же детей у нее нет, а в случае аборта шансов снова забеременеть у нее не будет. Доктор смущен такой постановкой вопроса: не от его рук, но от его воли зависит жизнь человека, а то и не одного...

Фильм третий.
Оператор Петр Собоциньский.
В ролях: Мария Пакульнис, Даниэль Ольбрыхский, Иоанна Щепковска.
В рождественскую ночь Януша, отца семейства, вызывает Ева, его бывшая любовница, моля о помощи - ее муж Эдвард ушел из дома и не вернулся. Януш отправляется с Евой разыскивать Эдварда, а дома говорит, что ищет угнанный автомобиль.

Фильм четвертый.
Оператор Кшиштоф Пакульский.
В ролях: Адриана Беджиньска, Януш Гайос.
Двадцатилетняя Анка живет вместе с отцом Михаилом, мама ее умерла, когда Анке было всего пять дней. Анку давно настораживает, что Михаил постоянно носит с собой какое-то письмо. На конверте надпись: "Вскрыть после моей смерти". Однажды отец забывает письмо, и Анка его читает...

Фильм пятый.
В ролях: Мирослав Бака, Кшиштоф Глобиш, Ян Тесаж.
Сопоставление двух убийств. Молодой Яцек жестоко убивает таксиста, за что расплачивается своей жизнью: его приговаривают к смерти и казнят. Есть ли разница между убийством, которое совершает государство, и преступлением Яцека? Петр, молодой адвокат и защитник Яцека в суде, не может ответить на этот вопрос.

Фильм шестой.
Оператор Витольд Адамек.
В ролях: Гражина Шаполовска, Олаф Любашенко, Стефания Ивинска.
19-летний Томек через подзорную трубу наблюдает за квартирой в соседнем доме, где живет Магда, в которую он влюблен. Магда значительно старше его. У нее бывает много мужчин. Томек знакомится с ней и рассказывает о своих чувствах. Магда смеется над ним, утверждая, что любви нет, но Томек ей нравится.

Фильм седьмой.
В ролях: Анна Полоны, Майя Барелковска, Владислав Ковальский, Богуслав Линда.
Майка, еще будучи школьницей, родила дочку от молодого учителя. Ее мать, директор той же школы, выдала ребенка за своего. Мать не только хотела уберечь дочь от позора, она всю жизнь хотела еще одного ребенка, которого из-за рождения Майки у нее быть не могло. Майка, лишенная прав на ребенка, выкрадывает его и бежит.

Фильм восьмой.
Оператор Анджей Ярошевич.
В ролях: Мария Косчалковска, Тереза Марчевска, Артур Барцишь, Тадеуш Ломницкий, Мариан Опаня, Бронислав Павлик.
Во время войны София и ее муж отказались приютить 6-летнюю еврейскую девочку Эльжбету. Спустя десятки лет Эльжбета, выжившая лишь благодаря счастливой случайности, приезжает в Варшаву, чтобы найти Софью и узнать мотивы ее поступка. Также Эльжбета хочет встретиться с тем, кто ее спас.

Фильм девятый.
Оператор Петр Собочинский.
В ролях: Эва Блащик, Петр Махалица, Артур Барцишь, Ян Янковский, Ежи Треля.
Молодой врач Роман болен. Он вынуждает свою жену Ханну завести себе любовника, невзирая на то, что она уверяет его в своей любви и преданности. Когда же обнаруживается связь Ханны с Мариушем, Романа начинает терзать ревность.

Фильм десятый.
Оператор Яцек Блавут.
В ролях: Ежи Штур, Збигнев Замаховский, Хенрик Биста, Олаф Любашенко, Мацией Штур.
Два брата, Ежи и Артур, унаследовали от отца очень ценную коллекцию марок. Разбирая записи отца, они находят упоминание об уникальной марке 1851 года, которой не было в коллекции. Этой маркой владеет другой филателист, который готов продать ее братьям, но только не за деньги. Его условие ставит братьев, особенно Ежи, в тупик, но они соглашаются.

Олег Рогов о фильме ("Взгляд", 14 апреля 2008 года):
"Событие недели – мини-ретроспектива фильмов польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, четыре фильма из его грандиозного цикла "Декалог" по каналу "Культура", по две часовых серии в день. Бытует представление о Кесьлевском как режиссере религиозного склада, чуть ли не католическом. Тем не менее его "Декалог" представляет собой размышление о десяти заповедях через погружение в бытовые, чуть ли не ежедневные коллизии, которые тем отчетливей проявляют неожиданный, подчас противоречивый аспект вечных истин".

Валерий Кичин о фильме (Российская газета, №4639 от 16 апреля 2008 года):
"Одна из главных работ Кшиштофа Кесьлевского, телесериал на темы евангельских заповедей, преподанных в десяти бытовых сюжетах, каждый представляет собой судебное разбирательство: сталкиваются противоположные нравственные установки. Режиссер писал о своем замысле: "Мы эгоистичны, мы сосредоточены на своих нуждах. Мы как бы много делаем для близких, но вот приходит вечер, и оказывается, что у нас уже нет ни сил, ни времени, чтобы их обнять, сказать им что-то хорошее. Мы уже не способны выразить свои настоящие чувства. А жизнь проходит..."

Призы и награды:
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне - Лучший режиссер(1989),
Международный кинофестиваль в Венеции - приз ФИПРЕССИ (1989),
Chicago Film Critics Association Awards как Лучший фильм на иностранном языке (1997).