О проекте Берлин, Александерплац

По роману Альфреда Деблина.

1-я серия. "Наказание начинается". Франц Биберкопф, бывший грузчик, только что выпущен из берлинской тюрьмы в Тегеле, где он просидел четыре года за убийство своей невесты Иды. Он чувствует себя одиноким и беззащитным, ему кажется, что настоящее наказание только начинается. Францем овладевает страх, он забивается в подъезд какого-то дома. Там его обнаруживает незнакомый человек - Наум, который приводит Франца к себе домой. После этого он возвращается в свое прежнее жилище к фрау Баст. Потом он встречается со своими старымы друзьями - Эвой, Хербертом и Меком. Мек знакомит его с новой девушкой Линой.

2-я серия. "Как жить, если не хочешь умирать". Новую жизнь Биберкопф начинает с поисков работы. В одно прекрасное утро Франц стоит в центре Берлина, на углу Александерплац и торгует фашистскими газетами. Когда в приятели стыдят его, Франц оправдывается тем, что была революция, затем инфляция, с тех пор прошло уже десять лет, а жизнь все равно не радует, но у него есть подружка Лина, с которой он просто хочет спокойно жить.

3-я серия. "Удар молотком по голове". Францу надоедает торговать газетами, и он продает шнурки, взяв себе в компаньоны безработного Людерса. В одном доме, предлагая шнурки некой даме, Франц напрашивается на чашку кофе. Затем Людерс приходит к вдове, представившись другом Франца, отбирает у нее наличные деньги, оскорбляет и доводит до обморока. Теперь дорога к дому и сердцу вдовы для Франца закрыта. Когда Людерс приходит к нему, Франц едва сдерживается, чтобы не убить его. Франц меняет жилье, работу и исчезает из поля зрения своих друзей и Лины.

4-я серия. "Горстка людей в глубине тишины". Несколько недель Франц пьянствует от горя и отвращения ко всему миру. Пропивает все, что у него было, а о том, что будет дальше, не хочет думать. Все это время за ним ухаживает старый знакомый - еврей Бауман. Наконец, Франц снова начинает торговать газетами на Александерплац. Приятель знакомит его с компанией людей, которые якобы торгуют фруктами.

5-я серия. "Жнец, наделенный властью от Бога". С одним из новых знакомых - Райнхольдом - Франц сходится довольно близко и оказывает ему некоторые услуги. Райнхольду быстро надоедают его любовницы, и он отправляет их Францу. Так, сначала к нему попадает Фрэнцэ, затем Цилли, а потом Труда.

6-я серия. "Любовь - дорогое удовольствие". Когда Райнхольд прелагает Францу надоевшую ему Труду, тот отказывается: ему нравится Цилли. Новые друзья Франца занимаются грабежами и приглашают его поработать у них. Когда Франца ставят у ворот склада караулить награбленное, он понимает, что попал в ловушку. Пока он думает, как убежать, его заталкивают в машину. По дороге Райнхольд решает свести счеты с Биберкопфом и на полном ходу выталкивает его из машины.

7-я серия. "Запомни - клятву можно аннулировать". Франц выживает, но он потерял руку. Теперь он живет у своих друзей Херберта и Эвы, которые вылечили его в хорошей клинике. Друзьям Франца многое известно о шайке, от которой он пострадал, но о роли Райнхольда они ничего не знают. Бандиты боятся, что Франц проговорится и решают собрать для него деньги. Когда посланец появляется с деньгами у Эвы, Франц категорически отказывается от денег и уверяет, что ничего никому не расскажет.

8-я серия. "Солнце согревает кожу, но иногда может и обжечь". Франц вновь появляется на Александерплац. Он будто стал другим человеком: всюду видит надувательство и обман. Ему все равно, каким способом получать деньги, только бы не работать. Франц сбывает краденое. Эва знакомит Франца с несовершеннолетней девушкой Мицци.

9-я серия. "О вечной пропасти между многими и немногими". Франц очень хочет встретиться с Райнхольдом. Когда это происходит, Райнхольд просит прощения и даже предлагает свою помощь, чтобы сделать Францу протез. Скоро он снова оказывается в шайке бандитов и по собственному желанию становится налетчиком. Херберт и Эва не могут понять его, а Мицци очень беспокоится за него. Кроме того, Франц всерьез заинтересовался фашистской организацией и посещает ее собрания.

10-я серия. "Одиночество пробивает дыры и в стенах безумия". Эва приводит в свою новую квартиру Мицци, вроде бы похвастаться, а на самом деле, поговорить о Франце. Она сообщает, что хотела бы родить ребенка от Франца.

11-я серия. "Знание - сила, и утро вечера мудренее". Франц продолжает "работать" с бандитами. Когда он приносит деньги домой, это всегда пугает Мицци. Неожиданно появляется Райнхольд. Он долго беседует с Мицци о Франце, рассказывает, как отправлял к нему своих бывши подружек, а в конце разговора просит ничего не говорить о его приходе Францу.

12-я серия. "Змея в душе змеи". Как-то Мицци уговорила Франца взять ее в бар, где обычно собираются бандиты. Там Райнхольд начал за ней ухаживать и назначил встречу. Они встретились в кафе, и затем направились в лес, где Райнольд стал приставать к девушке. Встретив решительный отпор, он от злости признался в том, что это по его вине Франц потерял руку. "Убийца", - сказала Мицци и тем решила свою судьбу. Райнольд убил ее.

13-я серия. "Тайное и явное, и что такое страх перед страхом". Франц долго ждал возвращения Мицци. Только через три недели один из бандитов рассказал, что произошло с Мицци, а вскоре и в газете опубликовали сообщение о ее убийстве. Главным подозреваемым стал Франц. Все друзья просят Франца назвать имя истинного убийцы, но он проявляет упорство и не выдает Райнхольда.

14-я серия. "Эпилог. Мой сон о сне Франца Биберкопфа". Франц морально сломлен, он то и дело попадает в царство теней, где ищет свою Мицци и встречает там всех, кого он знал в своей жизни. Такое поведение не оставляет сомнений: человек сошел с ума. Франца помещают в психиатрическую клинику, где он долго выздоравливает. После излечения его забирает к себе Эва, потом ему приходится выступить свидетелем на суде по обвинению Райнхольда в убийстве. Франц становится вахтером на небольшом заводе.

Номинация на премию "CableACE Awards" за лучший многосерийный фильм (1985).

Олег Рогов о фильме ("Взгляд", 19.05.08):
"Первые два фильма 14-серийной эпопеи Райнера Вернера Фассбиндера, снятой им в 1980 году по роману Альфреда Деблина. Фассбиндер работал на износ, за 15 лет сделал 42 фильма, один лучше другого. На экранизацию Деблина у него ушло около года. Подростком просиживавший сутками в кинотеатрах, Фассбиндер создал уникальный киноязык, гипнотизирующий зрителя и погружающий его в бескомпромиссную и жестокую атмосферу лент, главный мотив которых – эксплуатация чувств, создающая отношения власти.
Атмосфера романа Деблина – Берлин 20-х годов, и его главный герой – сутенер, который вышел из тюрьмы и бродит по улицам столицы в томительных и захватывающих поисках то ли смысла, то ли подлинного "я" – идеальный сценарий для режиссера.
"Берлин, Александерплац" – грандиозное произведение, но Фассбиндер говорил, что он мечтает о зрителе, который посмотрел бы этот фильм за один день".

Валерий Кичин (Российская газета, №4798 от 25 ноября 2008 года)
"14-серийная экранизация романа немецкого прозаика Альфреда Деблина, один из наиболее известных фильмов Райнера Вернера Фассбиндера. Действие происходит в Берлине конца 1920-х годов. Герой - типичный маргинал: он только что из тюрьмы, куда попал за убийство своей невесты, и теперь слоняется по большому городу, пугаясь собственной тени и повинуясь смутным позывам души, взыскующей чего-то неопределенного. Пробует найти работу, встречается с полузабытыми друзьями, испытывает горькие удары судьбы, начинает интересоваться фашизмом, оказывается замешанным в "мокром деле" и находит упокоение в психиатрической лечебнице. Но это только внешний слой событий..."

Художественный фильм (Германия, 1980), 14 серий
Режиссер и автор сценария: Райнер Вернер Фассбиндер
Оператор: Ксавер Шванцэнбергер
Композитор: Пер Рабен
В ролях: Гюнтер Лампрехт, Элизабет Триссенар, Карин Баль, Франц Бухризер, Петер Коллек, Бригиттэ Мира, Мэхтильд Гроссаман, Барбара Валентин, Ханс Цандер, Яак Карзункэ, Клаус Хольм, Роджер Фриц, Ханна Шигулла, Аксель Бауэр, Клаус Хене, Херберт Штайнмэц, Харри Бэр, Рольф Цахер, Вернер Асам, Маркуард Бом, Харк Борм, Кристиане Майбах, Соня Нойдорфер, Герхард Цвэренц, Ян Георге, Катрин Шакэ, Эльма Карлова, Херман Лаузэ, Вольфганг Шэнк, Карл-Хайнц фон Хассель, Карлхайнц, Браун, Петер Брэц, Готфрид Йон, Аннэмария Дюрингер, Иван Дэсни, Гюнтер Кауфман, Ирм Хэрман, Фолькер Шпенглер, Витус Цэплихаль, Лило Пэмпайт, Кристина де Луп, Карл Шайдт, Траутэ Хесс, Фриц Шэдиви, Петер Куйпер, Удо Кир, Хельмут Пэтиг, Барбара Зукова, Вольфрид Лир, Курт Вайнцирль, Ян Грот, Адриан Ховен, И Са Ло, Дитер Прохнов, Райнер Вилль, Эльке Хальтауфдерхайде, Ханс Михаэль Рэберг, Юрген Дрэгер, Георг Лен, Маргит Карстэнсен, Хельмут Грим.