О проекте Никто не узнает

Художественный фильм (Япония, 2004).
Оригинальное название: Dare mo shiranai.
Режиссер и автор сценария Хирокадзу Корээда.
Оператор Ютака Ямадзаки.
Композитор Гонтини.

В ролях: Юя Ягира, Аю Китаура, Хия Кимура, Момоко Симидзу, Ханае Кан, Ю, Кадзуми Кусида, Сей Хирадзуми, Рио Касе, Такако Тате, Юичи Кимура, Кеничи Эдно, Сузуму Тераяма.

В новом районе Токио мать с 12-ти летним сыном Акирой снимают маленькую квартиру. Вскоре выясняется, что на самом деле у женщины четверо детей, все - от разных мужей. И она, занятая поисками нового мужа, уезжает в Осаку, оставив всех детей на Акиру. Акира всегда мечтал ходить в школу, но ему приходится учиться выживать практически без денег. И все же, несмотря на все старания Акиры, в их маленькой и дружной семье происходит трагедия.

Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского МКФ-2004 за лучшую мужскую роль - Юя Ягира; Blue Ribbon Awards 2005 лучшему режиссеру и лучшему фильму; Гран-при Бельгийского МКФ-2004 и другие призы.
Полный список призов и номинаций>>


Михаил Трофименков (Коммерсант (126000), №215, 17 ноября 2006):

Событие недели - "Никто не узнает" (Dare mo shiranai, 2004) Хирокадзу Коре-Эда, самого известного из молодых японских кинорежиссеров (19 ноября, "Культура", 22.30). За исполнение роли Акира в этом фильме приз за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале получил, что беспрецедентно, 12-летний Юя Ягира. Впрочем, и в фильме ему пришлось исполнять совсем не детскую, а именно что мужскую роль. Фильм основан на реальных событиях, происшедших в Токио в 1988 году: мать бросила в квартире четырех маленьких детей, которые на протяжении более чем полугода были вынуждены выживать в меру своего разумения. Впрочем, троих из этих детей официально как бы и не существовало. Фильм начинается с переезда молодой женщины в новую, скромную квартирку. Домовладельцу она сообщает, что живет вдвоем с 12-летним Акира. Но еще двое детей, младшие, материализуются из маминых чемоданов, еще одного Акира проводит в дом незамеченным. Дело в том, что мама родила их от разных отцов: в традиционном японском обществе она - пария. Поэтому детям, кроме Акира, запрещено выходить на улицу или на балкон. В школу они тоже, естественно, не ходят, но от своей изоляции не страдают. В один ужасный день мать исчезает, оставив немного денег и записку, в которой велит Акира заботиться о братьях и сестрах. Ее поступок мотивирован режиссером чисто по-японски, то есть никак. Можно предполагать, что, отчаявшись, она решила избавиться от обузы таким вот изуверским способом и начать жизнь сначала, просто вычеркнув детей из памяти. Но ничто в этой молодой женщине, какой мы ее видим на экране, не давало оснований предположить, что она способна на такое. Напротив, она казалась искренне любящей матерью. Хотя, возможно, такой она виделась детям. Большая часть этого, возможно, слишком затянутого фильма - почти документальное наблюдение за тем, как дети выживают. Для пущего погружения в действие, Коре-Эда снимал фильм ровно столько, сколько длилось заточение детей: на протяжении трех времен года. То, что мать бросила их накануне Рождества, превращает "Никто не узнает" в своего рода антисвяточную историю, жестокую сказку.

В эфире:
19 ноября 2006 года,
7 сентября 2008 года.