О проекте Вокальные параллели

Художественный фильм (Казахстан - Россия, 2005).
Режиссер Рустам Хамдамов.
Сценарий Рената Литвинова.

В ролях: Рената Литвинова, Эрик Курмангалиев, Араксия Давтян, Роза Джаманова, Бибигуль Тулегенова.

Путешествуя где-то на краю земли, бывшие актрисы - когда-то знаменитые и блистательные оперные дивы - обнаруживают среди древних развалин пианино и принимаются исполнять классические оперные арии. И вместе с этим вспоминают грустные и забавные моменты своей сценической жизни. К этой фантасмагории присоединяется загадочная молодая женщина.

Михаил Трофименков:

Событие недели — "Вокальные параллели" (2006), первый фильм Рустама Хамдамова, которому "повезло": он был закончен и теперь вот доступен широкой, а не только фестивальной (его показывали в Венеции) публике (3 декабря, "Культура", 23.40). Господин Хамдамов сумел стать живой легендой советского кино, хотя его фильмография состоит из призраков или почти призраков.
Дипломную короткометражку "В горах мое сердце" (1967) справедливо объявили шедевром, но знали ее лишь профессионалы; из зарубленного в середине 1970-х годов проекта выросла "Раба любви" Никиты Михалкова; "Анну Карамазофф" (1991) показали в Канне, но ее сразу же арестовал французский продюсер. Можно сколько угодно сетовать на цензуру или на мир чистогана, но не избавиться от кощунственной мысли, что состояние режиссера-мифа, несговорчивого гения органично для Рустама Хамдамова. Он не находит общего языка не столько с эпохой, сколько с кино как таковым. Он не столько режиссер, сколько художник — парадоксальный, манерный, неуступчивый. Для него фильмы не существуют сами по себе, а продолжают его рисунки. Он всегда высказывается о красоте, сталкивающейся с бытом, верит, что ценность искусства — в его искусственности. "В горах мое сердце" — завораживающая графика, "Анна Карамазофф" — волшебный, среднеазиатский ковер. "Вокальные параллели" он делал очень долго. Изначально казахские продюсеры предложили ему фильм о контр-теноре и актере Эрике Курмангалиеве. Переодетый женщиной господин Курмангалиев имеется на экране в наличии, но он отнюдь не главный герой фильма. Режиссер говорит, что подсознательным образцом для него были сталинские фильмы-концерты. Вот и "Вокальные параллели" — абсурдистская опера. Степь, юрты, руины многоэтажек, печки, которые топят кизяком, овцы, мирно сосуществующие на одной жилплощади с людьми. И вдруг женщины в ватниках, замотанные в платки, разражаются божественными ариями: это не крестьянки, это звезды советской оперы Роза Джаманова и Бибигюль Тулигонова. А среди всего этого абсурда переодетые суворовцами юноши читают по-казахски стихи немецкого романтика Шамиссо. И бродит Рената Литвинова, не поступившаяся привычным имиджем, изрекает сентенции о ненависти сопрано друг к другу, но особенно к меццо-сопрано, или о культуре, превращающейся в "муравейник". Можно не соглашаться с Рустамом Хамдамовым в том, что культура — это только тогда, когда все на пуантах, в экстравагантных шляпках и распадается при соприкосновении с противной жизнью. Но режиссер, чуждый любой социальности, создал сильнейший образ распада имперской культуры, возвращения окраин империи в состояние почти первобытное. Арии из "Чио-Чио-сан" — единственное воспоминание об СССР.
Может быть, именно так в "темные" столетия, наступившие в Европе после гибели Римской империи, на ее галльской или лузитанской окраине кто-то перечитывал Цицерона и Тацита.
// Газета "Коммерсант" (126000), № 225, 1 декабря 2006.


В эфире:
3 декабря 2006 года,
25 сентября 2007 года,
24 мая 2009 года.