О проекте Тайна Обервальда

Художественный фильм (Италия, 1981).

Режиссер Микеланджело Антониони.

Сценарий Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Жак Кокто.
Оператор Лючано Товоли.
Композитор Гвидо Турки.
В ролях: Моника Витти, Франко Бранчароли, Паоло Боначелли, Элизабетта Поцци, Луиджи Диберти, Амад Саха Алан.

Вольная экранизация пьесы Жана Кокто "Двуглавый орел". Молодая королева, опасаясь покушения на собственную жизнь, обычно тайно переезжает из одного своего замка в другой. В годовщину гибели короля Фердинанда, ее мужа, она приезжает в замок в Обервальде. Именно там она уговаривает подосланного убийцу… убить ее.


"Если "Дорога" относится к раннему периоду творчества Феллини, то "Тайна Обервальда" ("Культура", 16 июля, 22.20. Италия, 1981) - один из последних фильмов другого классика итальянского и мирового кино, его вечного соперника Микеланджело Антониони. В нем создатель "Приключения" (1960), "Ночи" (1961), "Затмения" (1962), "Фотоувеличения" (1966) и целого ряда других шедевров как бы возвращается к тому, с чего он начинал, от чего отталкивался в юношеские годы, - к роскошной костюмной постановке из странной жизни, этому фирменному бренду итальянского кино, немало раздражавшему тех же Феллини, Коменчини, прочих его однопоколенников-соперников-единомышленников. Картина представляет собой вольную экранизацию пьесы Жана Кокто "Двуглавый орел". Королева-вдова (ее сыграла легендарная муза "экзистенциального периода" Антониони Моника Витти), опасаясь покушения на собственную жизнь, тайно переезжает из одного своего замка в другой. В годовщину гибели своего мужа короля Фердинанда (его убили анархисты в день свадьбы) она приезжает в замок в Обервальде, но, оказывается, заговорщики узнали об этом. Во время разразившейся грозы в замок проникает некий Себастьян (Франко Бранчароли), у него приказ - убить королеву. Оказавшись в ее покоях, юный красавец, истекающий кровью, падает в обморок. Королева, хоть и догадывается о цели этого визита, как ни странно, не зовет стражу, наоборот, оказывает помощь незваному гостю и прячет его от посторонних. Они подолгу беседуют, и между ними завязываются романтические отношения... Критики расценили эту телевизионную ленту как творческую неудачу великого режиссера, хотя не могли не оценить предпринятого им эксперимента по остранению изображения телевизионными средствами, впечатляющего и по сей день, хотя сейчас техника, что называется, шагнула вперед и подобными экзерсисами, казалось бы, уже мало кого удивишь. Тем обаятельнее эти наивные спецэффекты - будто бы из "альбома моей бабушки"... Не на это ли рассчитывал замечательный мастер?

Геннадий Белостоцкий.
Газета "Культура", 6-12 июля 2005