О проекте Барышня и хулиган. Х/ф

По рассказу Эдмонда д'Амичиса "Учительница рабочих".

Место действия рассказа перенесено в дореволюционную Россию. Рассказ подвергся существенным переделкам. Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочитание анархо-индивидуалистического бунтарства с трогательной самоотверженной любовью к учительнице. Вступившись за честь любимой, герой гибнет от удара ножа.

Художественный фильм (Т/Д "Нептун", 1918)
Режиссеры: Владимир Маяковский, Евгений Славинский
Сценарий: Владимир Маяковский
Оператор: Евгений Славинский
В ролях: Владимир Маяковский, Александра Ребикова, Федор Дунаев

Материалы передачи "Шедевры старого кино":

Фильм "Барышня и хулиган" снят в 1918 году, сценарий Маяковского, он же играет главную роль. Поэт пока еще не набил в кинематографе руку и потому может неожиданно проговориться, раскрыться с неожиданной стороны. К тому же сам восемнадцатый год весьма примечателен. Кровь льется рекой, а в искусстве вдруг стало можно все. Старой цензуры уже нет, новой - еще нет.

Итак, "Барышня и хулиган". Маяковский здесь оказывается киноактером выразительным и колоритным. Но это вряд ли можно назвать неожиданностью. А вот имя режиссера и оператора картины Евгения Славинского вызывает, по меньшей мере, удивление. Ведь Славинский был оператором у Протазанова на "Пиковой даме"! То есть у человека, с которым лезут, по слову поэта, "столетние древности кинематографии".

Но, может быть, сценарист оговорился, и все остальное будет уже по революционно-кубофутуристически? Увы. События развиваются, скорее, по-есенински.

Посудите сами, хулиган, которого играет Маяковский, влюбляется в приехавшую учительницу. Учительница начинает преподавать в какой-то странной школе. Тут и старики учатся и дети. Что-то похожее на Школу Рабочей Молодежи из советских фильмов. Да и сюжет спустя годы повторится по-своему в неувядающей "Весне на Заречной улице".

Хулиган начинает посещать занятия учительницы. Один из учеников оскорбляет барышню. Хулиган в лице Маяковского наказывает обидчика. Но за того вступается бородатый отец с ножом за поясом. Он подговаривает дружков, и хулигана убивают в неравной драке. "Саданули под сердце финский нож", - как писал Есенин…

Умирающего хулигана приносят умирать в белой рубахе в дом. Приходит священник. Прибегает учительница и целует хулигана. Тогда он берет у священника крест, целует его и, положа себе на сердце, умирает. Смотрите сами. И все это при известном, неоднократно провозглашенном атеизме Маяковского!
"…Положили меня в русской рубашке под иконами умирать"!..

Есть в фильме и еще одна молитва: барышня молится у креста, а хулиган целует ее одежды.

Есть в картине и еще одна параллель с "пошлым" Протазановым. Вглядитесь в эти кадры. На пути учительницы - лужа. Хулиган, не задумываясь, скидывает с себя пиджак и бросает к ее ногам. Учительница перебегает по пиджаку лужу. Ничего не напоминает?.. То же самое сделает герой Кторова спустя восемнадцать лет в протазановской "Бесприданнице".

Фильм "Барышня и хулиган" несет в себе отпечаток раннего Маяковского. Его предчувствие трагичности своей судьбы, жертвенности. Гибель из-за несчастной любви к женщине, сходится с одной из версий причины самоубийства поэта. Кадры с вскинутой навзничь, запрокинутой головой умирающего хулигана напоминают страшную фотографию, сделанную 14 апреля 1930 года после рокового выстрела.