О проекте Большая жизнь. Х/ф

Первая часть фильма (1939) повествует о горняках Донбасса 30-х годов, о движении новаторов и их борьбе с диверсантами.

Действие второй серии (была снята в 1946) происходит в 1943 году после освобождения Донбасса от фашистов.

Сталинская премия II степени (режиссеру и сценаристу), 1941.

После появления специального критического постановления ЦК КПСС в 1946 г. фильм не показывали, 2-я серия фильма появилась в прокате только в 1958 году, в 1963 - была сделана новая режиссерская редакция фильма, в которой, помимо изъятия всех фрагментов, где был показан (портрет в кадре) или упомянут (в тексте) Сталин, сократил две исполненные Марком Бернесом песни до одного куплета каждую.
Художественный фильм. 2 серии.

1  серия (Киевская к/ст., 1939)
2 серия (Союздетфильм, 1946, Примечание: в титрах: Киностудия им. М. Горького, 1946; Новая режиссерская редакция, Киностудия им. М. Горького, 1963).

Режиссер: Леонид Луков
Сценарий: Павел Нилин
Операторы: Михаил Кириллов, Иван Шеккер
Композитор: Никита Богословский
Тесты песен: Борис Ласкин, Владимир Агапов, Алексей Фатьянов

В ролях:
Харитон Балун - Борис Андреев,
Ваня Курский - Петр Алейников,
Соня Осипова - Вера Шершнева,
Петухов -
Марк Бернес,
Женя Буслаева -
Лидия Смирнова,
Лаготин - Лаврентий Масоха,
Козодоев - Иван Пельтцер,
Усынин - Степан Каюков,
Козодоева - Лидия Карташева,
Кузьмин - Юрий Лавров,
Начальник комбината - Сергей Блинников,
Зина - Алла Попова.

Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года "О журналах "Звезда" и "Ленинград":

Постановление ЦК ВКП(б) от 4 сент. 1945 ЦК отмечает, что подготовленный Министерством кинематографии СССР кинофильм "Большая жизнь" порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении.
В чем состоят пороки и недостатки фильма? В фильме изображен лишь один незначительный эпизод первого приступа к восстановлению Донбасса, который не дает правильного представления о действительном размахе и значении проведенных советским государством восстановительных работ в Донбассе. К тому же восстановление Донбасса занимает в фильме незначительное место, а главное внимание уделено примитивному изображению всякого рода личных переживаний и бытовых сцен. Ввиду этого содержание фильма не соответствует его названию. Больше того, название фильма "Большая жизнь" звучит издевкой над советской действительностью. В фильме явно смешаны две разные эпохи в развитии нашей промышленности. По уровню техники и культуре производства, показанных в фильме, кинокартина отражает скорее период восстановления Донбасса после окончания гражданской войны, а не современный Донбасс с его передовой техникой и культурой, созданной за годы сталинских пятилеток. Авторы фильма создают у зрителя ложное впечаталение, что будто восстановление шахт Донбасса после его освобождения от немецких захватчиков и добыча угля осуществляются в Донбассе не на основе современной передовой техники и механизации трудовых процессов, а путем применения грубой физической силы, давно устаревшей техники и консервативных методов работы. Тем самым в фильме извращается перспектива послевоенного восстановления нашей промышленности, основанного на передовой технике и на высокой культуре производства.
В фильме "Большая жизнь" дело восстановления Донбасса изображается таким образом, что будто бы инициатива рабочих по восстановлению шахт не только не встречает поддержки со стороны государства, но проводилась шахтерами при противодействии государственных организаций. Такое изображение отношений между государством и коллективом рабочих является насквозь фальшивым и ошибочным, так как известно, что в нашей стране всякая инициатива и почин рабочих пользуются широкой поддержкой со стороны государства.
В этой связи в фильме фальшиво изображены партийные работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка инициативы рабочих может, якобы, поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают дело таким образом, будто бы партия может исключить из своих рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства. (...)

Фильм "Большая жизнь" проповедует отсталость, бескультурье и невежество. Совершенно немотивированно и неправильно показано постановщиками фильма массовое выдвижение на руководящие посты технически малограмотного персонала рабочих с отсталыми взглядами и настроениями. Режиссер и сценарист фильма не поняли, что в нашей стране высоко ценятся и смело выдвигаются люди культурные, современные, хорошо знающие свое дело, а не люди отсталые и некультурные, и что теперь, когда советской властью создана собственная интеллигенция, нелепо и дико изображать в качестве положительного явления выдвижение отсталых и некультурных людей на руководящие посты.
В фильме "Большая жизнь" дано фальшивое, искаженное изображение советских людей. Рабочие и инженеры, восстанавливающие Донбасс, показаны отсталыми и малокультурными людьми, с очень низкими моральными качествами. Большую часть своего времени герои фильма бездельничают, занимаются пустопорожней болтовней и пьянством. Самые лучшие по замыслу фильма люди являются непробудными пьяницами. В качестве основных героев фильма фигурируют люди, служившие в немецкой полиции. В фильме изображен явно чуждый советскому строю тип (Усынин), остававшийся при немцах в Донбассе, разлагающая и провокационная деятельность которого остается безнаказанной. (...)
Фильм свидетельствует о том, что некоторые работники искусств, живя среди советских людей, не замечают их высоких моральных и идейных качеств, не умеют по-настоящему отобразить их в произведениях искусства. (...)