О проекте Гений из "шарашки". Авиаконструктор Бартини

Загадочный итальянский дворянин венгерского происхождения появился в Москве в середине 20-х годов. О нем, секретном сотруднике советской разведки, ходили тогда легенды: его считали и прототипом Воланда, и человеком, связанным с итальянской мафией, которая как раз и дала ему имя Роберто Бартини, и даже инопланетянином.

Среди советских авиаконструкторов Роберто Орос ди Бартини известен как гениальный разработчик. Он придумал и внедрил новый способ сочетания парового охлаждения и изменения давления, используемый сегодня во всех современных турбинных двигателях самолетов и названный "эффектом Бартини", а также новую модель крыла самолета, внедренную позже на Ту-144.

В 1937 Бартини был репрессирован, он должен был быть расстрелян в 38-м, но ему повезло, и он остался жить. Десять лет, до 1947 года, Бартини работал в заключении, сначала в ЦКБ-29 НКВД, затем в эвакуации в Сибири.

Он придумывал летающие аппараты не похожие на самолеты, которые, казалось, не могли взлететь - однако они летали!

Бартини спроектировал около 60-ти летательных аппаратов. Пять из них были построены из металла. Четыре поднимались в воздух и удачно прошли испытания. Но только один из них был выполнен серийно. На первый взгляд - немного. Однако достижения конструкторов, которые считают себя учениками Бартини, поистине грандиозны. Например, ракете-носителю Р-7 - детищу Сергея Павловича Королева - нет замены до сих пор. В Таганроге под руководством Геннадия Панатова была спроектирована уникальная реактивная амфибия Бе-200. Огромную роль в создании лучших в мире истребителей семейства Су-27 сыграл генеральный конструктор Михаил Симонов.

Как и гений эпохи гениев Леонардо Да Винчи, Бартини считал, что потомки смогут понять и оценить его идеи только спустя три столетия после его рождения. В своем завещании он написал: "Запаять все бумаги в цинковый ящик и вскрыть его только в 2197 году".

В фильме принимали участие: Олег Бартини, внук Р. Бартини; Николай Погорелов, заместитель Р. Бартини в 1970-1974 гг.; Михаил Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. П. Сухого; Леонид Селяков, главный конструктор КБ им. Г. Бериева; Владимир Воронцов, ведущий конструктор в КБ Р. Бартини; Лев Кузнецов, штурман-испытатель ВВА-14.

Автор и режиссер: Александр Славин.
Текст читал Александр Клюквин.