24.09.2013 | 15:46

"Департамент труда и занятости" на Московской биеннале современного искусства

"Департамент труда и занятости" начал работу в Третьяковской галерее на Крымском валу. Здесь открылась выставка, на которой можно проследить историю труда в советском и постсоветском пространстве и увидеть, как изменилось отношение к труду со времен "сурового стиля" 1960-х. Несмотря на серьезность названия, выставка построена на ироничных сопоставлениях и забавных моментах. Рассказывают "Новости культуры".

Выставка с кабинетным названием "Департамент труда и занятости" поднимает актуальную тему: что такое труд сегодня, и каково отношение к нему в обществе? Еще перед тем как зрители попадают в основную часть экспозиции, они оказываются перед своеобразной доской почета с фотографиями, на которых можно увидеть, как в недалеком советском прошлом проходили субботники в Третьяковской галерее.

"На самом деле, как ни странно, сейчас многие сотрудники вспоминают об этом с такой ностальгией – были молоды, а с другой стороны, это было такое коллективное действие. Этот труд очень сплачивал людей", – отмечает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Все работы художников кураторы экспозиции разделили на несколько категорий. Названия говорят сами за себя. "Лаборатория коллаборации" – здесь представлены результаты сотрудничества художников с учеными и врачами. Или, к примеру, работа художника Марии Арендт и хирурга Михаила Алшибая. Видеосъемка реальной операции и ее графическая интерпретация. Арсений Жиляев (его работа называется "Рынок Труд") взял себе в соавторы Александра Долгова. К искусству он не имеет никакого отношения, всю жизнь проработал на оборонку, и только недолгий период, в трудные 1990-е, продавал женскую обувь на вещевом рынке. Его историю Жиляев взял за основу, а каркасом самого произведения  этих палаток с рынка – послужили слова из знаменитой песни: "Надежда  мой компас земной". 

"Почему надежда? Я всегда старался работать не просто за деньги, делал работу, которая дает новые знания и навыки, но и от которой я становлюсь выше, лучше", – заверяет инженер Александр Долгов.

Специфическое видение проблемы предлагает художник Антон Чумак. Зрителям он показывает и результат своей работы  кованную картину с фразой "Сказано – сделано", и то, как она создавалась.

"Перчатки – это мои. Я сам, помимо того, что художник, я кузнец. В процессе ковки перчатки изнашиваются, поэтому перчатки – это символ такого физического труда, которым я занимаюсь каждый день", – поясняет художник.

Многие из экспонатов как будто только что из прошлого, прямо с ВДНХ. По словам куратора, главное, что отличает сегодня подход художников к оценке трудовой деятельности, это отсутствие пафоса, место которого почти полностью заняли постмодернистская игра и ирония. Например, художник Ирина Нахова в качестве объекта искусства предлагает любоваться на пустую стену с отсутствующей на ней картиной Ильи Репина "Бурлаки на Волге".

"Просто изменился труд художника. Ремесло – это только составляющая. Но художник, например, может быть чистым менеджером", – полагает куратор Кирилл Светляков.

Еще один раздел выставки называется "спазм ремесла". Так иронично кураторы определили усилия тех художников, которые сегодня не только придумывают, но и создают что-то своими руками. Работа художника Дианы Мачулиной называется "Тело труда".

"Общая идея такова: что такое для нас труд – наказание, причина какого-то увечья, или, наоборот, это высшее благословение и то, ради чего стоит жить?" – говорит она

Диана Мачулина уверена, что второе. 

Новости культуры