23.08.2011 | 19:32

Портреты неизвестных в Музее Пушкина

Блестяще решенная задача со множеством неизвестных. Так можно сказать о новой выставке, открывшейся в Государственном музее Пушкина. Представлено почти две сотни изображений, в разное время и при разных обстоятельствах поступивших в коллекцию музея с пометкой – «портрет неизвестного лица». Собрание уникально во всех отношениях. Можно вглядеться в лица представителей дворянского и купеческого сословий России, а еще узнать, что многим из этих лиц имена возвращены, причем не без помощи посетителей музея.  Рассказывают «Новости культуры»

Правнучка Ломоносова, дочь героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, Мария Николаевна принадлежит к знаменитому дворянскому роду. Портрет был приобретен у частного коллекционера в Петербурге. И только после тщательной эскпертизы искусствоведы подтвердили – на портрете действительно изображена Мария Николаевна. Процедуру идентификации проходят абсолютно все портреты, даже если внешнее сходство с оригиналом не вызывает сомнений. Например, одну картину музей приобретал как портрет Пушкина, но сегодня музейщики уже в этом не уверены – слишком не свойственная русскому поэту романтическая внешность. Сегодня во многих музейных собраниях России – огромное количество неидентифицированных портретов. Многие безымянными становились после революции.

«После 1917 года, когда коллекции частные были национализированы и перевезены в музеи, тогда мало кто задумывался о том, что этот портрет имеет имя и на нем изображен определенный человек. То есть это началось очень и очень давно», – говорит куратор выставки Лидия Карнаухова.

Самая простая методика идентификации портретов – сравнить с подтвержденными изображениями. Но для этого нужно сначала понять, с кем сравнивать, ведь музейщики не могут держать в голове тысячи разных портретов. Хотя бывают и удачи. Совершенно случайно обнаружили очень похожий на неопознанный портрет – портрет генерала от инфантерии Петра Котляревского кисти Айвазовского.

Более сложным является историко-предметный метод атрибуции портретной живописи. Долгое время считалось, что на одной из картин изображен сын Александра Пушкина. Александр Кибовский, исследовав ордена и награды, доказал, что на самом деле это светлейший князь италийский Суворов-Рымникский.

«Портретное искусство XVIII – XIX веков подчинялось строгим канонам. Если человек занимал определенной иерархическое положение, мы сразу можем понять, где изображен крестьянин, а где дворянин. Где купчиха, а где знатная дама. А если мы пойдем дальше и глубже, то, зная особенности ношения форменной одежды, наград, орденов, мы постененно можем очень точно сказать не только датировку, но во многих случаях, кто же изображен на этом произведении искусства», – поясняет Александр Кибовский.

К сожалению, говорят музейщики, этот метод применим только к мужским портретам – женщины орденов не носили. Поэтому, несмотря на титанические усилия искусствоведов и историков, многие из этих портретов, несмотря на то, что в изображенные на них люди когда-то принадлежали к элите общества и были известны всем и каждому, для нас останутся просто портретами неизвестных.

Читайте также:
В музее Пушкина на Пречистенке открывается выставка «Портреты неизвестных»