24.09.2013 | 11:38

Фестиваль особенных театров "Протеатр" стартовал в Москве.

В Москве открылся 5-й Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр». Здесь представлено искусство людей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году в фестивале принимают участие 12 коллективов из десяти городов России и стран СНГ. Открыли смотр спектаклем «Белое на черном» театра неслышащего актера «Жест» из Великого Новгорода. Рассказывают «Новости культуры».

В холле Театра на Таганке – особая атмосфера: открывается 5-й фестиваль особых театров «Протеатр». Проводится раз в три года, так что уже 12 лет критики, зрители, режиссеры и психологи спорят: каковы роль и место особого искусства, созданного людьми с ограниченными возможностями здоровья?

«Здесь мы видим функциональную реставрацию культуры, – говорит председатель оргкомитета фестиваля Наталья Попова. – Реконструкция культуры возникает прямо у нас на глазах. Большая лаборатория культуры. В особом театре это видно прямо у истоков искусства. Внутри истоков развития психофизической эмоциональной деятельности».

В своих истоках театр – возможность посмотреть на себя со стороны. Для особых актеров – это лучший способ реабилитации. Специалисты уверяют, сценический опыт превосходит все формы терапии.

«Это часть моей жизни – большая часть моей жизни, – рассказывает актер театра «Жест» Илья Кондратьев. – Это дает опыт театральной жизни. Это дает опыт вообще в общении и друзей встречаешь».

Но этот театр – нечто большее, чем арт-терапия. На фестивале «Протеатр» отсматривают работы около ста коллективов со всей страны – в своих городах они важная часть культурной жизни. Феномену особого театра – около 30 лет. За это время появился и особый зритель – готовый к расширению восприятия.

«Мы рассказываем историю становления человека, как он встать может на ноги не физически, а вот творчески, – говорит руководитель театра «Жест» Надежда Назарова. – Может быть, ища себя – вот у нас, например в театре. Кто-то книжки пишет, кто-то танцует, кто-то занимается наукой. То есть болезнь – это не преграда».

Кукольные коллективы, в которых актеры – на колясках. Труппы не слышащих танцовщиков, которые ориентируются по вибрациям пола. Жестовые песни. Пантомима. Исполнителям с ограниченными возможностями здоровья доступна тонкая эмоциональность и искренность. Не редко говорят: не особый – уникальный театр.

«Вообще сегодня появилась тенденция очень чувственного театра, основанного на сенсорике, – отмечает режиссер Андрей Житинкин. – Вот так чувствовать, как чувствуют эти актеры. То, что простому человеку – нормальному актеру – свойственно и очень просто, то человеку, который добивается этого – это совершенно другая энергия».

За время своего существования фестиваль «Протеатр» доказал – такие коллективы могут быть профессиональными, обладают особым языком, вносят вклад в общие поиски новой эстетики. Теперь большая цель – создание инклюзивных трупп – соединение традиционного и особого искусства.

Новости культуры