23.09.2013 | 11:43

В Москве представили спектакль "Камень"

Малая сцена «Театра Наций» отдана под творческие эксперименты. Эта площадка – своеобразная зона риска, где молодым режиссерам предоставляется шанс попробовать свои силы. Филипп Григорьян – выпускник актерского факультета Щукинского училища. В 2001-м году оставил труппу театра Вахтангова и актерскую карьеру вообще. Занялся разработкой футуристических проектов на стыке жанров. Его спектакли отмечены премиями «Золотая маска» и «Текстура». И вот новая работа с лаконичным названием «Камень». Рассказывают «Новости культуры».

«Камень» на малой сцене «Театра Наций» бросают по наущению немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Его относят к кругу «Новых рассерженных», поклонников экстремальной драмы. Без него сегодня уже не обходится ни одна антология современной немецкой драматургии, так же, как и многие сцены мира. На этот раз в фокусе внимания – история семьи, которая иногда скрывает преступления не менее тяжкие, чем история целого народа. После Второй мировой войны в Германии чувство вины заставляет многих копаться в прошлом – страны и собственных семей. Ханна в исполнении Лизы Арзамасовой – нервный подросток, остро чувствует фальшь, не доверяет семейной легенде о дедушке-герое, спасшем еврейскую семью от нацистов.

«Камнем кидали в дедушку, – говорит Лиза Арзамасова. – А для семьи своей он – герой. Но, по сути, камень-то летел в правильного человека. Простите, я сейчас в каком-то другом месте нахожусь».

«Мы знаем об истории своей семьи только то, что нам рассказывают, – говорит Филипп Григорьян. – Мой прадедушка был помощник председателя Совета министров. И я по большому счету не знаю про него ничего, кроме того, что мне бабушка рассказала. Это такой вопрос – с одной стороны, очень персональный для каждого, с другой стороны – очень важный для всей нации. Меня лично это волнует. И мне кажется, это должно волновать еще кого-то».

Пространство Филиппа Григорьяна – он не только режиссер, но и художник спектакля – пять похожих комнат в одном и том же доме, купленном когда-то дедушкой Ханны у евреев Шварцманов. Пять разных эпох – 1935, 45, 53, и, наконец, 1978 годы. Зритель переносится туда, где ярким светом загораются цифры, чтобы своими глазами увидеть, как легенда постепенно искажает правду, подменяя героизмом обыкновенную подлость.
Пересечение эпох было особенно сложно отразить в костюмах.

«Сейчас мы находимся в 35-м году, – поясняет художник по костюмам Галина Солодовникова. – Это, соответственно, такие шляпки, платье со складками струящимися. С широкими плечами. Такой вот мех, накидки. Это очень красивое и элегантное время».

Дедушка Ханны в 1935 году дал элегантным Шварцманам деньги на отъезд. А следом переехал в их шикарный дом, доставшийся за копейки. Поступок почти полувековой давности продолжает влиять на новые поколения семьи.

«Речь о том, что когда-то однажды кто-то сделал ошибку в своей жизни, – говорит актриса Марьяна Кирсанова. – И когда рожаешь ребенка, понимаешь, что возможно, счастье его жизни будет зависеть от того, как ты проживешь свою. Вот поэтому для меня это близкая тема, поскольку у меня есть дети, и мне бы хотелось сделать все, чтобы – я сегодня эмоциональна – для того чтобы у них все было хорошо».

Стоит ли копаться в прошлом своей семьи, рискуя извлечь на свет нечто, что перевернет представление о близких, а значит, и о себе? Ответ – в спектакле «Камень». Пока шкаф занят скелетами, туда трудно что-нибудь положить.

Новости культуры