23.09.2013 | 10:51

Американский концептуалист Джон Балдессари представил в Москве свои последние работы

«1+1=1» – это не забавный математический ребус. Это название выставки американского концептуалиста Джона Балдессари, которая открылась на Московской биеннале современного искусства. Художник переполнен идеями – они рождаются и наяву, и во сне. Большинство из них Балдессари безжалостно отвергает. Те же, которые он берётся воплотить, можно оценить на выставке в столичном Центре современной культуры «Гараж». Рассказывают «Новости культуры».

Презентация выставки прошла в духе Балдессари, но без него самого. Главный куратор «Гаража» Кейт Фаул экскурсию превратила в шоу, даже не столько за счет личной харизмы, а чемодана-микрофона, про который, как и про работы Балдессари, хочется спросить: «А это здесь зачем?».

Балдессари появился позже, ростом и внешностью чем-то похожий на Гендальфа из «Властелина колец». Только он из другой сказки – современной, концептуальной, где все волшебство – это фокусничество. Трюки – смысловые манипуляции – рождаются в голове Балдессари постоянно, свой мозг он сравнивает с машиной для поп-корна.

«Я мечтаю и фантазирую все время, – признается художник. – У меня сны наяву без остановки. Я все время думаю про искусство, в моей голове все взрывается, очень много новых мыслей, но, честно говоря, только десять процентов идей – хорошие».

Его наградили «Золотым львом» на Венецианской биеннале за вклад в искусство, а Балдессари про свое искусство всегда говорил: «Это игра». Почти как детские ребусы: он то замаскирует часть картины, чтобы зритель догадался из какого фильма этот кадр, то соединит несколько известных полотен в одно. Среди самых ироничных его перформансов – 13-минутное видео, на котором Балдессари непрерывно пишет только одну фразу: «Я больше не буду создавать скучное искусство». Самый экстравагантный поступок художника – кремация своих живописных работ.

«В какой-то момент я понял, что мои картины не покупают, они у меня копятся и копятся, – рассказывает Джон Балдессари. – И тогда я их сжег, а пепел поместил в урну в виде книги. Это было для меня перерождением».

Новая выставка Балдессари – тоже похоже на шоу, немного переформатированное, но со старыми фокусами. Все пронизано иронией: на «Черный квадрат» Малевича он отвечает «Белым кругом», восхищаясь цветовой палитрой Матисса, мстит, как сам признается, художнику серым. Работы теперь подписывает названиями песен, главное, чтобы они были очень странными. Сейчас Балдессари занят поиском композиции, которая бы называлась «Вонючий двуспальный матрас», визуальный ряд уже придуман – идея из тех десяти процентов, что Балдессари считает хорошими.

Новости культуры