23.09.2013 | 10:45

Геннадий Рождественский приглашает в музыкальное путешествие

Геннадий Рождественский, верный своему призванию – дирижера и просветителя – придумал концертный триптих «Туманный Альбион», посвященный английской музыке. В сентябре в Большом зале консерватории идут выступления в рамках уже второй части. Практически все исполняемые произведения – российские премьеры. Публика открывает для себя неизвестную музыку ХХ столетия, написанную английскими современниками Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Рассказывают «Новости культуры».

На репетиции Геннадия Рождественского, помимо супруги – Виктории Постниковой – его ассистент Филипп Чижевский. Он около месяца готовил с оркестрантами программу этого цикла. Теперь, когда за пультом – маэстро, Филипп ловит каждый его жест, каждое слово.

«Это ходячая легенда, это человек, который способен добиваться невероятных вещей, посредством своего присутствия, это магия», – говорит Филипп Чижевский.

У Рождественского – спартанский режим. Утром – трехчасовая генеральная репетиция, вечером – 4-часовое выступление. От музыкантов дирижер требует максимальной концентрации и скидок на сложность музыки не делает. Многие партитуры цикла дирижер исполнял еще в 80-х, на некоторых концертах присутствовали сами авторы. Второй концерт продолжает идею первого, стержнем которого стала музыка Майкла Типпетта.

«Вокруг него группируются Густав Холст, Джон Айрленд», – уточняет Геннадий Рождественский.

Имена этих английских композиторов, как и их сочинения, российскому зрителю практически не знакомы. Оркестрантам пришлось экстерном осваивать этот язык. Многим он дался нелегко. Впрочем, музыкальные ребусы, традиционно, помогал решать сам Геннадий Николаевич. Он прокладывал маршрут, рассказывая о содержании сочинений, и не забывал при этом возвращаться к управлению оркестром. Исполнение увертюры Айрленда «Сатирикон» стало открытием, сочинение в России ранее не звучало.

Перу Артура Блисса принадлежат многие эпатажные композиции, среди них сюита из балета «Шахматы». Музыка создана композитором под впечатлением карикатурных гравюр английского художника XVIII века Уильяма Хогарта. Это сочинение завершило концерт, но точку, уверяет Геннадий Рождественский ставить рано, продолжение следует.

Новости культуры