24.08.2011 | 10:10

Найдена партитура к кинофильму "Бежин луг" Эйзенштейна

В преддверии Дня российского кино – а его отмечают 27 августа – «Новости культуры» продолжают рассказывать о тех, кто создает и создавал фильмы. Следующий материал – о партитуре Гавриила Попова к фильму Сергея Эйзенштейна «Бежин луг». Сама картина была сначала запрещена и уничтожена. Утраченной считалась и музыка к фильму. Однако в конце восьмидесятых исследователи творчества Эйзенштейна и Попова узнали, что вдова композитора нашла клавир шести написанных к фильму номеров. И только недавно стало понятно - сохранилось не просто переложение для фортепиано, а полноценная партитура к кинофильму «Бежин луг». 

Герой фильма «Бежин луг» бежит по полю под музыку Гавриила Попова. Так задумал Эйзенштейн, но увидеть это было до сих пор невозможно. Сам фильм – на такой, казалось бы, советский сюжет – вовсе не по Тургеневу, про Павлика Морозова – был запрещен, чистовая копия уничтожена, пленкой с дублями в военные годы - говорят - оборачивали здания «Мосфильма», чтобы поджечь при наступлении врага. Но не все горит.

Наум Клейман хранит коробку, в которой вдова режиссера передала ему сбереженные монтажером кадры. В 63-м Сергей Юткевич и Наум Клейман сделали из них фотофильм. Под музыку Прокофьева. Музыка Попова считалась утраченной.

«Я позвонил Гавриилу Попову, спросил: "Осталось ли что?" Он ответил: "У меня ничего нет". И как-то не очень охотно об этом говорил. Чувствовалось: травма ужасная», - рассказывает директор Музея кино Наум Клейман.

В шестидесятые про композитора Попова уже мало кто знает. Не вполне конформист, не вполне жертва режима - полузапрещен, полузабыт, не востребован, музыка не исполняется.

«Никто не хотел разобраться. "А стоит ли вообще браться за изучение его наследия?" - говорили мне современники Гавриила Попова», - вспоминает музыковед Инна Ромащук.

Инна Ромащук решила - стоит и узнала: тот, про кого в конце тридцатых говорили: талантливей Шостаковича, кого Прокофьев звал в Париж, с кем стремились работать Мейерхольд, Довженко, Эйзенштейн; до конца жизни писал оригинальную музыку, развивал свою тему.

«Щербачев, его учитель по Ленинградской консерватории, считал, что именно Попову удалось сделать то, что замышляли Глинка, Танеев - соединить русскую песню с европейской полифонией», - объясняет музыковед Инна Ромащук.

Кроме симфонических сочинений, Попов - отчасти вынужденно - много писал для кино – всего сорок развернутых партитур. Его музыка звучит в «Строгом юноше» Рома, в фильмах Зархи, Хейфица, Довженко и Эрмлера. За музыку к фильму «Чапаев» композитора даже наградили Сталинской премией. Что не спасло всего год спустя от разгрома и запрета его симфонию.

«Первая симфония отражает идеологию враждебных нам классов», - говорит заместитель директора по научной работе музея имени М.И. Глинки Ирина Медведева. 19

Это только одна из двух тысяч единиц хранения, переданных наследниками композитора в Музей Глинки. Среди других - письма Юдиной, Прокофьева, Мейерхольда и Эйзенштейна.

Здесь же и считавшаяся утерянной партитура музыки к фильму «Бежин луг». Вдова композитора Заруи Апетян нашла ее на антресолях среди манжет и манишек.

Инна Ромащук обнаружила: кинозаказы становились для Гавриила Попова стимулом к появлению симфонических идей. Так номер «Смерть матери» из музыки к фильму «Бежин луг» превратился в «Симфоническую арию для виолончели и струнного оркестра памяти Алексея Толстого». Музыка к фильму «Она сражалась за родину» - во Вторую симфонию, музыка к фильму «Испания» - вТретью, «Героическую». Над исполнением и записью этих забытых произведений в последние годы много работает дирижер Александр Титов. Партитура музыки к «Бежину Лугу» уже у него.

Читайте также:

Омский Киновидеоцентр - хранилище уникальных фильмов

 Малоизвестные страницы истории российского кино

Ко Дню российского кино