24.08.2011 | 10:17

Богородская деревянная пластика сегодня

Игрушечная столица, как называют Сергиев Посад  – это не только игрушки. Пожалуй, об этом – двойная выставка, открывающаяся сегодня в залах Союза художников России. Богородская пластика и работы художника Николая Барченкова объединены одной идеей. Сергиевопосадские мастера и сергиевопосадский художник посвятили свою жизнь русским народным промыслам и красоте русского пейзажа. Рассказывают «Новости культуры».

Игрушки, которые воспитывают не детей, а взрослых. Именно так говорят о них. Делают – только из липы и только с душой. Богородская игрушка как символ человечности и доброты. Пару веков назад такие деревянные фигурки увидеть можно было и в руках царских наследников, и у обычных сельских мальчишек.

Демократично и экологически чисто, как сказали бы сейчас. В нашем веке не слишком востребовано. Богородская игрушка, отмечают исследователи, из обычных семей переместилась в музеи и собрания коллекционеров. Александр Греков делится проблемами: в этом году Богородский художественно-промышленый техникум выпустил меньше десяти резчиков по дереву.

«Наша задача основная – это вернуть богородскую игрушку в семью, чтобы люди понимали, что не на пластиковой игрушке, не на китайской игрушке, которой сейчас заполнены наши рынки, начинается познание мира и на нем оно заканчивается», – говорит куратор выставки, директор Художественно-педагогического музея игрушки Александр Греков.

На этой выставке и традиционные мотивы – знаменитые «Кузнецы» – фирменный знак богородских мастеров. И современные – авторские интерпретации канонических мотивов. Это богородских мастеров называли «чудоделами». На совершение этих чудес кто-то из них тратит часы, кто-то целые месяцы.

«Я работаю очень медленно, у меня уходит от нескольких дней до нескольких недель, если это большая композиция, – рассказывает мастер резьбы по дереву Ярослав Аршанов. – и у меня это мучительно протекает, пока не выстрадаешь работы, так ничего и не ощущаешь. Когда что-то быстро получается, ты так смотришь, думаешь: что-то не то. Надо помучаться, посидеть, подумать».

Статья о мастерах игрушек из Сергиева Посада в журнале «Юный художник». Именно это привело Ярослава Аршинова в богородскую профессионально-техническую школу 25 лет назад. С 86 года он не расстается с ножами и стамесками. И сожалеет, что таких, как он, фанатов своего дела, остается все меньше. Они работают 24 часа в сутки, зачастую не имея собственных мастерских, а материалы добывая прямо на дорогах.

«Где-то валят лес – туда бежишь. Просто бригада мужиков, который пилят лес, валят, чтобы он там за провода не задевал, еще что-то. Подходишь к этим мужикам и говоришь, вот мне надо такой длины, потому что они короткие пилят, и мне надо отвезти туда-то. И все», – говорит Ярослав Аршинов.

Та же фанатичная преданность и в работах другого автора на этой выставке – художника Николая Барченкова. Потомок кустарей игрушечников из Сергиева Посада, он еще в юности лишился правой руки. Но свою мечту – стать художником – осуществил. Ни дня без полотна, как девиз всей жизни. Дочь художника до сих пор даже примерно не может сказать, сколько полотен написал отец за годы кропотливого труда.

«Он утром вставал: если это дождь, если это холод, если это мороз, он шел в мастерскую и там работал над картинами, – вспоминает Наталья Барченкова. – А если солнце, светло и тепло относительно, весной и зимой, он шел рисовать и писать на улицу».

Ромашковые букеты Барченкова и гроздья калины в 70-е породили массу подражаний. А его пейзажи стали визитной карточкой Сергиево-посадского района. Такой же узнаваемой и такой же народной, как богородская игрушка.