19.09.2013 | 11:36

Сегодня в театре "Мастерская Петра Фоменко" премьера спектакля по рассказам Ивана Бунина

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Большой режиссер, Петр Наумович Фоменко понимал это лучше многих. Для молодого поколения своего театра мастер даже придумал специальный формат – «Вечер проб и ошибок». В этой творческой лаборатории, изначально рассчитанной на коллег, актеры и режиссеры могли высказываться, удивлять, экспериментировать. Некоторые пробы пера потом выросли в самостоятельные постановки. Сегодняшняя премьера в «Мастерской Фоменко» - из их числа. Над спектаклем «Последние свидания» по Бунину режиссер Юрий Титов начинал работать еще с самим Петром Фоменко. На предпремьерном показе побывала съемочная группа «Новостей культуры».

Героев рассказов Бунина куда реже можно застать на театральных подмостках, чем, например, героев его старшего современника – Чехова. К Бунину режиссеры всегда проявляли некоторое равнодушие. Но именно Бунина непременно хотел делать Петр Фоменко. Эту идею с удовольствием поддержала стажерская молодежь Мастерской. На традиционном уже вечере «Проб и ошибок» решили взять рассказы «Генрих», «Речной трактир», «Натали», «Мадрид».

«Петр Наумович сказал «Бунин», а дальше ребята сами, – рассказывает художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко», руководитель постановки Евгений Каменькович. – В результате Юра Титов их возглавил, эту инициативную группу. Ну, вот остановились – потому что на данный момент эти рассказы ближе. Честно, говоря, я очень горжусь этим спектаклем».

Спектакль «Последние свидания», конечно же, о любви, о трепете, страсти и неуловимости чувства. В пространстве, придуманном молодым сценографом Валентиной Останькович – выпускницей курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, хлопают окна, двери – счастье зримо врывается, вспыхивает и вот – уже снесено сквозняками.
Такие разные судьбы, похожие – непохожие любови.

«Если это не близко, как вообще с этим можно работать?! – задается вопросом актриса Роза Шмуклер. – Если ты этого не чувствовал никогда, не ощущал, если этого не было с тобой или рядом с тобой? Как вообще можно про это играть? Существовать, конечно»

«Я вообще никогда не любила Бунина, мне он казался какой-то – скучный, про одно и то же, – признается актриса Серафима Огнева. – А тут я для работы его посмотрела, и он мне кажется такая драгоценность, прямо для женщин, для женских ролей».

Актеры, занятые в спектакле – участники первой и второй стажерской группы театра, с нынешнего сезона вошли в основную труппу. Играют от души, и конечно, обнаруживают сходства в историях персонажей и собственных. Импровизируют, шутят, вместе с режиссером придумывают характеры.

«Нет, мы на режиссера давим, – говорит актер Амбарцум Кабанян. – Нас больше. Ему было сложнее. Еще предстоит».

«Вот что важно – мне кажется, что многие юмор Бунина упускают, – добавляет актер, режиссер спектакля Юрий Титов. – А мне кажется, там юмор заложен – даже сам Бунин о нем не знает, что он есть потому что он так был увлечен чувствами, переживаниями своими, что не замечает, как оставляет эти следы шуток, юмора какого-то необычного парадоксального».

В историях Бунина никогда не встречается абсолютного финального счастья. Оно – мгновение, за которое еще предстоит побороться. А значит – истории эти будут повторяться. И пониматься. И ставиться в театре. А 31 октября в Мастерской с трепетом ждут нового вечера «Проб и ошибок». Ждут новых идей, предложений, авторов. Непременных проб, ошибок, и конечно, удач.

Новости культуры