18.09.2013 | 19:49

Золотой век голландского группового портрета - на выставке в Пушкинском музее

Программа перекрестного Года Нидерландов и России продолжится масштабной выставкой в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Почти все готово к открытию экспозиции "Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея", которое состоится 20 сентября. Помимо художественной ценности, холсты представляют и исторический интерес. На них изображены особо уважаемые граждане, исполняющие свой долг. Рассказывают "Новости культуры".

Групповых портретов кисти голландских мастеров золотого века сохранилось 125, почти все они находятся в Нидерландах. В музейные фонды полотна попали из общественных и профессиональных организаций, по заказу которых и были выполнены. В Пушкинский привезли десять крупномасштабных композиций, они редко покидают стены Амстердамского музея.

А на столь продолжительный срок эти полотна не вывозили – транспортировка таких "гигантов" очень сложна. Почти восемь месяцев в России. Жители Санкт-Петербурга экспозицию уже увидели, она с успехом прошла в Эрмитаже. Выставка ожидаемая. Правда, многие надеялись увидеть абсолютный хит мастера группового портрета Рембрандта – "Ночной дозор". Но организаторам не удалось добиться разрешения на вывоз. Минус обернули в плюс: без абсолютных шедевров внимание будет приковано ко всем работам, а погружение в жанр станет более подробным и точным. 

"Наша задача – показать не только разных голландских художников золотого века, но и разнообразие организаций и институций, которые когда-то существовали. За моей спиной "Групповой портрет регентов госпиталя Святого Петра". Две женщины с краю  его основательницы. Кстати, есть предположение, что художник дорисовал их годами позже, после того как закончил и сдал заказчику картину", – поясняет куратор выставки Нормерт Мидделкооп (Нидерланды)

Герои полотна сидят за столом. Раньше такого не допускалось – только стоя. К официальному портрету было много требований. Художники ради высокого гонорара с легкостью забывали об авторском видении. 

"Конкуренция была высокая, и очередь выстраивалась не из заказчиков к художникам, а наоборот. Художники всеми силами пытались убедить, что именно они справятся с проектом лучшим образом", – продолжает Норберт Мидделкооп.

Важным было изображение всех членов организации. Групповые портреты поначалу вешали над камином, поэтому они должны были быть небольшого размера. Затем это требование исчезло, художники получили, наконец, возможность развернуться и создавать полотна невероятных размеров. Самая большая картина на этой выставке принадлежит кисти Говерта Флинка, ученика Рембрандта. Стрелки роты разместились на пяти метрах. 

"Мы можем видеть элементы обмундирования, элементы костюмов. Единой формы не было. Вот, обращает на себя внимание этот джентельмен: он одет по францзуской моде, у него даже косички в стиле Людовика XIV, прическа, туалет – вот такой голландский модник, который выделяется среди своих коллег по профессии", – замечает куратор выставки Вадим Садков.

Еще одна важная работа – "Групповой портет регентов и регентш женского работного дома". Автор  Бартоломеус ван дер Хелст. В середине XVII столетия он был одним из главных мастеров парадного портрета, а его гонорары были значительно выше, чем у Рембрандта. На полотне двое мужчин и две женщины  какое благородство в глазах, а за их спиной те, кому благородства не хватает – бродяжки да нищенки. 

"О том, как это воспитание происходит, мы можем судить по изображению на заднем плане. Там мы видим надсмотрщицу, которая деревянным башмаком замахнулась на одну из воспитуемых, и здесь мы видим, что-то вроде решетки за которой находятся граждане города. Этот воспитательный дом был одной из достопримечтальностей, и каждый за копейки, мог посмотреть, как этих неправильных женщин воспитывают", – показывает куратор выставки Вадим Садков.

Роскошные и строгие полотна – это было похоже на сорвенование: у кого размеры больше, у кого художник статуснее. Групповые портреты так и излучают гордость не только за какую-то организацию, за всю независимую республику. Передать несокрушимый гражданский дух нации – сверхзадача для многих голландских мастеров того периода. 

Новости культуры