18.09.2013 | 10:44

В Омске отмечают столетие местного отдела Русского театрального общества

В Омске отмечают 100-летие местного отдела Русского театрального общества. К вековому юбилею приурочена выставка, которая открылась в Омском государственном историко-краеведческом музее. Ее названием служат строки Беллы Ахмадулиной - «Стихотворения чудный театр». Экспозиция поделена на несколько частей: исторический раздел, современная сценография, портреты актеров омской сцены. По словам специалистов, представленные экспонаты настолько ценны, что многие достойны персональной выставки. Рассказывают «Новости культуры». 

В год столетия омского отдела Русского театрального общества монету в середину сцены забивают под взгляды Станиславского и Москвина. Дружественные шаржи на мэтров отечественного театра в 1933 году выполнил один из представителей творческого коллектива Кукрыниксы Николай Соколов. В 20-е годы прошлого века этот ритуал совершался в Омске с завидной периодичностью. После ухода армии Колчака многие известные актеры Белую столицу покидать отказались. Так, в городе на Иртыше открылось сразу четыре профессиональных театра. Для оформления спектаклей катастрофически не хватало художников. И в омском Художественно-промышленном техникуме открывают специальное отделение.

«Студенты Худпрома, поскольку были очень востребованы, а их было семь человек, они не только имели право, они обязаны были ходить в драмтеатр на спектакли и не только делать зарисовки из зрительного зала, но и, чтобы почувствовать атмосферу театра, им позволялось ходить в антракте за кулисы и работать с актерами», - рассказывает куратор выставки Людмила Богомолова.

Студенческая работа Георгия Бибикова. Эскиз костюма дона Базилио к опере «Севильский цирюльник» он создает специально для артиста Сибоперы Крамского. Спустя годы худпромовец первого выпуска будет оформлять спектакли в Ленинградском Большом драматическом театре имени Горького. Из блокадного Ленинграда в Омск эвакуированные художники привезли два театральных эскиза с подписью «П. Боборыкин».

«К сожалению, это имя для нас пока не совсем раскрыто. Его не знают исследователи ни в нашей стране, ни за рубежом. Я полагаю, - это художник талантливый, который работал в одной бригаде с Константином Коровиным на Императорской сцене в Санкт-Петербурге», - отмечает куратор выставки Людмила Богомолова.

На смену традиции живописного оформления спектаклей, идущей от художников петербургской группы «Мир искусства», приходит конструктивистский театр. Азы строительства театральных декораций молодежь постигала на… крыше знаменитой омской драмы. Худпромовцам, которые не должны были бояться сценических просторов, поручали ее покраску. У современных театральных художников ракурсы свои.

«Даже если взять пьесу Арбузова «И все-таки о любви». Это V театр. До этого там хороший спектакль был «Три дня доктора Астрова». И режиссер мне говорит: «Арбузов – тот же Чехов, только современник. Давай сделаем спектакль так: возьмем те декорации и покажем их с изнанки»», - вспоминает театральный художник Сергей Федоричев.

В споре между популярной сегодня 3-D графикой и макетами и эскизами оформивший не один десяток спектаклей Сергей Федоричев выбирает традиционный подход. Шутит: спустя век крошечный мир театрального макета приоткроет дверь в театр XXI века. 


 

Новости культуры