14.09.2012 | 10:32

120 лет назад началась история создания шедевра Эдварда Мунка "Крик"

Картина – чистая эмоция, «Крик» Эдварда Мунка принадлежит к числу шедевров, которые стали не только символом творчества их авторов, но и эмблемой целого направления в искусстве. Наследие Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, является национальным достоянием Норвегии. А авторскими копиями «Крика» гордятся сразу два музея Осло. Рассказывают «Новости культуры».

Эту картину знают даже те, кто никогда не слышал про Эдварда Мунка: человек с искаженным от ужаса лицом стал не только олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Кто-то считал образы и краски «Крика» плодом галлюцинаций Мунка, воплощением его отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Другие уверены: художник предчувствовал трагедии ХХ века – две мировые войны, Хиросиму, существование человека в хаосе идеологий.

Однажды Эдвард Мунк отправился на прогулку с друзьями в одно из самых живописных мест Осло – на холм Экеберг. Неожиданно он увидел, как холодное норвежское небо как будто налилось кровью. Удивительный природный эффект вдохновил Мунка на «Крик» – впоследствии самое известное произведение художника.

Прогулка состоялась в 1893 году. Тогда же появилась первая версия «Крика» – в пастели.
Мунк почти ко всем своим картинам возвращался неоднократно. «Криков» тоже было несколько – два маслом, два пастелью плюс литографии. В 2004 году вся Норвегии была в шоке: средь бела дня вооруженные люди ворвались в Музей Мунка и украли два главных его шедевра: «Мадонну» и «Крик».

«Просто вбежали с оружием, сорвали со стен картины и исчезли, – рассказывает сотрудник Музея Мунка Стуре Портвик. – Люди окаменели – это было первое в истории Норвегии вооруженное ограбление музея. Охрана не была готова к такой ситуации, публика тоже. Кстати, за 10 лет до этого неизвестный подставил лестницу к зданию Национальной картинной галереи, разбил окно, пробрался внутрь и беспрепятственно снял со стены Мунковского зала все тот же «Крик». На месте картины оставил записку: “Спасибо за плохую охрану”».

В России такая история заставляет вспомнить фильм «Старики-разбойники». Был ли норвежский похититель знаком с советской киноклассикой, неизвестно. Но столь плотный интерес криминала к национальному достоянию Норвегии свидетельствовал недвусмысленно: пришло время всерьез озаботиться безопасностью своих музеев.

«После этого случая наш музей, конечно, внедрил самую современную систему охраны, так что сегодня, я думаю, мы самый безопасный музей в мире, – говорит директор Музея Мунка Стэйн Улав Хенриксен. – Что сложно – так это соблюсти баланс между требованиями безопасности и душевным настроем посетителей. Мы стараемся, чтобы новые требования на отвлекали людей от искусства».

Со временем оба «Крика» были найдены и возвращены в музеи. Тот, что из Музея Мунка – сильно пострадал: на холсте и сейчас видны раны.

«Не реставрировать, а именно консервировать «Крик» было непростым решением, – отмечает Стэйн Улав Хенриксен. – Мы собрали целый консилиум реставраторов из разных стран мира. Если бы мы прибегли к реставрации, могли бы утратить авторские слои».
Украденный «Крик» преподнес подарок своему создателю. Новые суперсовременные охранные системы отобрали четверть экспозиционной площади музея Мунка. Поэтому власти решили построить для него новое здание. Там можно будет увидеть и то, что сейчас скрыто в хранилище. Например, рисунки Мунка, его авторские фотографии, театральные афиши и эскизы декораций, многочисленные литографии и – особо – гравюры по дереву.

«У Мунка была особая техника – деревянную основу гравюры он составлял из отдельных частей, – рассказывает старший куратор отдела литографий и рисунков Музея Мунка Магне Брютейг, – Потом он их вынимал и красил в разные цвета. Потом снова складывал вместе – получались разные отпечатки с одной модели. Вот эта женщина на одном отпечатке могла быть белой, на другом – красной. Так он поступал со всеми своими гравюрами, и с «Криком» тоже».

Будущий Музей Мунка обещает стать кардинально иным. И не только потому, что легендарному «Крику» будет предоставлен отдельный зал. Кроме работ самого Мунка, там станут выставлять современных авторов, - чтобы ценителям творчества мастера понятнее было место Эдварда Мунка в художественной истории. Чтобы и десятилетия спустя норвежский классик экспрессионизма не выпадал из контекста – искусства и жизни.