25.08.2011 | 11:08

Зажигательный праздник танца от ансамбля народного танца "Кабардинка"

В Кабардино-Балкарии готовятся к празднованию 90-летия республики, которое будет отмечаться 1 сентября. Свой подарок готовит и ансамбль «Кабардинка». Один из старейших коллективов Северного Кавказа побывал практически во всех уголках земного шара, где на языке танца рассказывал зрителям о красоте обычаев и традиций своего народа. О тех, кто был связан с ансамблем многие годы – репортаж «Новостей культуры».

Это сегодня три государственных ансамбля республики собирают залы, срывают аплодисменты, завоевывают мировые танцевальные площадки. Но историю эту начинали другие – в далеком 1934-м, первый в истории республики ансамбль песни и пляски «Кабардино-Балкария». Спустя почти треть века произошли судьбоносные перемены в коллективе – хор отделили от танцевальной группы, состав увеличили вдвое и почти полностью обновили. Поменяли и название. Министр культуры тех лет Константин Эфендиев предложил – новому ансамблю быть «Кабардинкой».

Мутай Ульбашев стал худруком коллектива, его называли волшебником постановок и танцев, тогда, в 65-м, он сотворил свое первое чудо – полноценную программу всего за пять месяцев и перед Новым годом дал сольный концерт. «Доброжелатели» шли на премьеру, дабы стать свидетелями провала «Кабардинки». Но танцоры отработали безукоризненно. И начались гастроли, наряду с мировыми площадками – были сельские

Спустя два года Ульбашев решил ставить сюжетные танцы. Самым зрелищным хореографических, народных игрищ стал не номер – спектакль, исполнил который вернувшийся из армии Шогенов.

«Говорят, ты в армии пробовал танец с кинжалом? – вспоминает Виталий Шогенов. – Я говорю – да, пробовал. И говорю, у меня есть мечта воссоздать, восстановить с вашей помощью. Помог, месяца два – когда вся репетиция закончится, все уйдут домой, я один оставался до потери пульса занимался, работал».

Валентина Мисакова, солистка «Кабардинки», сменившая после ухода легендарную Соню Шериеву. Сегодня мало кто помнит, что кроме проходов, шагов и ритма, Мисаковой пришлось учить и историю ансамбля. Идея директора Аронова - перед концертом нужен конферанс.

«Им понравился тембр голоса, но, в общем-то, я не умела им еще пользоваться, просто тембр. А потом был вот актер Доронин – он мне говорил, откуда надо говорить, как говорить!», – рассказывает Мисакова.

Географию они изучали по штампам в паспортах, мир узнавал о маленькой республике через ритмы и танец.

Дом 13 на Кабардинской улице десятки лет объединял всех героев этого сюжета. Святая святых – когда-то репетиционный зал вон там, на втором этаже, где каждый день на втором этаже с 10 до 8 с одним единственным перерывом на отдых ансамблю, ставшему визитной танцующей карточкой республики они отдавали годы своих творческих жизней.