17.09.2013 | 11:08

«Меншиков в Березове» Сурикова: история знаменитого полотна

Василия Сурикова называют «честным свидетелем жизни ушедших веков». Настолько живо и точно он отображал образы прежних эпох. Первая большая серьезная картина художника, с которой он выступил на выставке передвижников в 1881 году, – «Утро Стрелецкой казни». Это полотно положило начало трилогии исторических работ Сурикова, посвященных переломному периоду в истории России. Второе – «Меншиков в Березове» - написано ровно 130 лет назад. Об истории знаменитого полотна -  «Новости культуры». 


В отличие от других знаменитых исторических полотен Василия Сурикова – «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» – на этой картине нет толпы, народы, массы. А они часто служили важным живым фоном в работах художника.

Но перед нами не просто семейная драма. Да, здесь нет прямого столкновения народа и власти. Напряжение, невеселые думы, скорбь – на лицах Александра Меншикова и его детей. Переломы в истории страны здесь показаны через поломанные судьбы этих героев. О былом могуществе бывшего генералиссимуса напоминает лишь перстень на его руке.

«В начале правления Петра II Меншиков был в зените своей славы, он фактически сумел подчинить своей воле и влиянию малолетнего императора, но потом, когда летом 1727 года он тяжело заболел, противники Меншикова, его конкуренты, сумели перехватить, сумели подчинить уже малолетнего императора Петра II своему влиянию», - рассказывает декан факультета истории, политологии и права Московского Государственного Областного Университета Виктор Захаров.

«Важны не буква истории, её дух, угадывание», – считал Василий Суриков. Характеры и внешность своих героев он вычислял, листая документы эпохи и разглядывая прижизненные гравюры, бюсты XVIII века. Но оживлял эти образы, находя прототипы рядом – среди знакомых или случайно увиденных людей.

«Он однажды шел по Пречистенскому бульвару и вдруг увидел впереди себя сутулую мужскую фигуру, высокую, плотную, немолодую. Он пошел к нему домой. На вопрос: "Что вам от меня нужно?", - ответил: "Я хотел с вас написать портрет". На вопрос: "А кого ты с меня будешь писать будешь?" - Суриков ответил: "Суворова". Понял, что говорить, что он будет писать Меншикова, нельзя», - рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Галина Чурак.

Но с бывшего профессора математики он написал именно несломленного и волевого Меншикова. А моделью для несчастной и хрупкой старшей дочери Марии послужила уже болевшая жена художника. В глазах – безропотное повиновение горькой судьбе. Мария Александровна была помолвлена с молодым императором, но намеченную свадьбу отменили. Она умрет спустя несколько месяцев после смерти отца – через два года после приезда семьи в это село рядом с полярным кругом. Суровость этого края Суриков подчеркивает. Герои кутаются в шубы. От морозов лопнуло обледенелое стекло. А земляной пол устелен шкурой медведя.

«Совсем вверху стоит ряд икон, и там стоит лампада. И, посмотрите, как загораются оклады этих икон. Как важно для художника это звучание такого горячего и горящего света, и как он соединяется с холодным светом зимнего. Этот свет льётся, едва проникая из этого оконца», - говорит специалист по творчеству Сурикова, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Галина Чурак.

Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам. «С простой жизни начал, простой жизнью и закончу», - сказал как-то в ссылке ближайший соратник Петра I. Об этой картине «Меншиков в Берёзове» художник Михаил Нестеров говорил: «Это самая шекспировская из всех драм Сурикова».


 

Новости культуры