17.09.2013 | 19:58

Трофейный Голливуд и не только

Дубляж как искусство компромисса. 65 лет назад, в сентябре, Министерством культуры СССР был издан приказ "О дубляже художественных фильмов по заказу Главкинопроката на Московской киностудии имени Горького". В приказе содержалось срочное задание подготовить к выпуску на экран первую партию "трофейных фильмов". Зачем, и каким образом они были допущены к массовому зрителю, рассказывают "Новости культуры".

Сегодня то, что гордо называется трофейными картинами, хранится здесь, в Госфильмофонде, не на отдельной полке, но на общих правах с другими лентами. Лучший климат для них теперь – минус два по Цельсию и 40% влажности.

На вопрос, сколько они могут так храниться, заместитель начальника отдела хранения Елена Баранова отвечает: "Вам известно, пленка уже хранится более 100 лет" и добавляет: "Прогнозируется – 500 лет".

Прохладный климат хранилища обещает жизнь долгую и сохранную. А когда-то эти ленты побывали в самом пекле событий. Советские войска в побежденном горящем Берлине все фильмы, найденные в немецком Рейхсфильмархиве, конечно, переправили в Москву. Спустя всего три года Сталин примет неожиданное решение: показать трофейное кино советскому зрителю. 

"Пикантность этой ситуации была в том, что, помимо продукции самого Третьего рейха, Италии и Японии, там были в этом архиве копии голливудских фильмов. А вот их-то на самом деле мы не имели никакого права показывать", – отмечает киновед Евгений Марголит.

Однако разрушенная войной страна остро нуждалась в деньгах. Доход же от кинопроката был сопоставим с доходом от продажи спиртного. Собственное кинопроизводство после войны буксовало в отсутствии средств, да и фраза Сталина – "Подраспустились вы во время войны, надо подкрутить"  лишила многих режиссеров ясных творческих ориентиров. В результате было решено: загнивающему, как его определяли, голливудскому кино, быть. Только никто не должен догадаться, что оно голливудское. 

Узнать имена американских и английских режиссеров, актеров, которые работали над фильмами, можно было в то время только с карточек с выходными данными, которые хранятся в Госфильмофонде. Из титров всю эту информацию тщательно вымарывали.

Сами показы делили на открытые и закрытые. Немецкие, итальянские, японские ленты показывались в обычных кинотеатрах, остальные – по профсоюзной линии: в домах культуры, в рабочих клубах. На афише писалось просто: заграничный фильм. 

"А в большинстве случаев и названия менялись. Скажем, "Дилижанс" назывался "Путешествие будет опасным". "Гроздья гнева" – "Дорога бедствий", "Вива вива" – "Капитан армии свободы". Вместо этого обязательно приклеивался титр: "Этот фильм взят советскими войсками в качестве трофея", и предуведомление: "Все, что вы сейчас увидите, это идеологически неверно, потому что на самом деле было иначе, но в качестве трофея мы вам это сейчас и покажем",  продолжает киновед Евгений Марголит.

На советского зрителя пролился золотой кинодождь – всего более ста лент. И не важно, что, например, лента Жюльена Дювивье "Большой вальс" к трофеям отношения не имела – была куплена официально и выпущена в прокат еще в 1940 году. Для зрителей все иностранное кино тогда было трофейным и исключительно популярным. Сегодня коробки с трофеями тоже не успевают запылиться. 

"Документальные материалы из немецкой хроники очень востребованы. Что касается игрового кино, то довольно часто обращаются и наши коллеги из Германии, и просто телевизионные группы из Германии, и киносъемочные группы из Германии, исследователи истории кино – довольно часто бывает такое", – говорит заместитель начальника отдела биофильмографии и международных связей Госфильмофонда РФ Олег Бочков.

По иронии судьбы, в десятилетие, когда советское кино переживало кризис, именно голливудские картины-нелегалы спасали и зрителей, показывая им другую жизнь, и государство, принося немалый доход. В 1948 году на большой экран вышло более 60 иностранных лент против 13 отечественных. Прибыль от проката трофеев превысила 750 миллионов рублей. А на кадрах европейской и американской жизни выросло новое поколение кинематографистов. 

"Если бы не было вот этого периода, трофейного кино – французского, немецкого, американского, очень разного, если бы в нас не засела эта способность и восприятие мира и искусства как бесконечного разнообразия, мы были бы не готовы к тем крайностям, которые возникли в нашем кино в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Мы не обрели бы тот уровень художественной смелости, который мы обрели в эти годы", – заверяет режиссер Геннадий Полока.

С середины 1950-х советское кино снова на взлете. Появляются "41-й" и "Баллада о солдате" Чухрая, "Дама с собачкой" Хейфица, "Республика Шкид" Полоки, "Застава Ильича" Хуциева. В 1958 "Летят журавли" приносят Колотозову "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. "Иваново детство" Тарковского в 1962 увозит в Венеции "Золотого льва". Теперь уже Запад завидует свежему языку, глубине личности на экране. Ради участия в Московском кинофестивале ведущие режиссеры мира пренебрегают Венецией и Каннами. Феллини специально приезжает в Москву, чтобы пожать мужественную руку Марлена Хуциева. Трофейное же кино, как старая актриса, отыгравшая роль, ретируется на полки Госфильмофонда, сегодня лишь изредка появляется перед наиболее преданными поклонниками под грифом "ретро". 

Новости культуры