17.09.2013 | 12:58

Выставка "Утопия и реальность" открылась в столичном Мультимедиа Арт Музее

Определенно, очень чувствительны ко всем веяниям искусства широкие лопасти знаменитых голландских мельниц. В перекрестный год Нидерландов и России разговор идёт на равных. В искусстве этого королевства всегда находится отклик на великие имена нашей, отечественной культуры, параллель или весомая коллекция. Это есть и на выставке в Московском Мультимедиа Арт Музее, куда приехали из Нью-Йорка Илья и Эмилия Кабаковы. Об открытии грандиозной многоэтажной экспозиции рассказывают «Новости культуры».

Выставка – масштабная. Она занимает семь этажей Мультимедиа Арт Музея, который очень видоизменился. Ощущение, будто попал в коммунальную квартиру, в эпицентр коммунального быта, который воспевал Лисицкий и разоблачал Кабаков. Абсолютно разные миры. Два противоположных взгляда, зарождение и угасание утопичной модели общества.

В дизайне экспозиции преимущественно два цвета: оптимистичный и коммунистический красный и серый, как отражение реализованной, но так и не ставшей оптимистичной модели. Русский авангард и московский концептуализм – разница в несколько десятилетий, но разрыв такой, что точек соприкосновения в работах Лисицкого и Кабакова найти невозможно.

«Я не знаю, что сказал бы Лисицкий, но нас это не напугало, но больше удивило, учитывая, что никакого интереса не только к Лисицкому, но и к аванграду у меня не было, Потому что из этой эпохи ничего не осталось к 50-70-м годам, – говорит Илья Кабаков. – И все это воспринималось как Греция в эпоху классицизма».

Инициатором этого проекта выступил музей Ван Аббе, Эйндховен, Нидерланды. Обладатель крупнейшего собрания Лисицкого за рубежом. В коллекции почти две сотни работ сподвижника Малевича, одного из создателей фирменного стиля советской пропаганды, художника, открывшего проуны. В экспозиции – плакаты, рисунки, чертежи утопической модели, призванной преобразить человечество. Авангард в этой истории – новый язык для новых людей.

«Мы счастливы, что являемся обладателями такого собрания, – признается куратор выставки Чарльз Эше. – Эта коллекция попала к нам в шестидесятых. Выставки работ Лисицкого у нас в Эйндховене пользуются популярностью, потому что он - несмотря на приверженность идеям пропаганды абсолютно современный и универсальный художник».

Одна из центральных работ – воплощение мечты Эля Лисицкого о монолитном коммунистическом городе, где визуально – все, как в фильме про далекое будущее – футуризм. Идеалистические представления о мире, единстве и дружбе народов напрочь разрушают инсталляции Кабаковых – с записками от соседей, ржавыми ковшиками и терками. Атмосфера безнадежности, недружелюбия, страха. Даже для тех, кто в советском союзе не жил и на общей кухне не был ни разу, такая обстановка перестает быть чем то экзотичным.

«Она понятна нам, людям, которые пережили советское прошлое, куда я не хочу чтобы никто из нас на ностальгическом поезде ехал, – говорит директор Мультимедиа Арт Музея. – Это проблема мировая, она разная, но вопрос тот же самый – взаимоотношения. Каждый день мы ждем праздника, сытный ужин, после которого нужно приходить в себя».

Для экспозиции в московском Мультимедиа Арт Музее Илья и Эмилия Кабаковы предоставили и совсем новые работы. После очередного диалога с Лисицким сторону оппонента не приняли, мировоззрение не поняли. Отметили, что и с сегодняшним днем диалога, скорее всего, не вышло бы. Утопичные модели сегодня принимают другие формы, и выход из этой реальности по Кабакову – по-прежнему один: сразу в космос. Правда мечты о космосе – это тоже утопия, у Кабакова даже ангелы способны разбиться о земной быт.

Новости культуры