16.09.2013 | 10:59

В подмосковной усадьбе Любимовка стартовал новый проект

Молодой театр как продолжение старых традиций. В год 150-летия со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского в подмосковной усадьбе Любимовка, где прошло детство будущего реформатора русского театра, стартовал новый проект – «Вишневый сад». Благодаря работе Международного Фонда Станиславского, Любимовке предстоит стать местом, где будет делать первые шаги в профессии новое театральное поколение. Рассказывают «Новости культуры».

Что можно сделать за неделю, если режиссер и его актеры говорят на трех разных языках – английском, русском, китайском? Оказалось – кое-что можно. Режиссер из Шотландии Мэтью Лентон, победитель фестиваля Сезон Станиславского прошлого года, удививший тогда публику спектаклем по Метерлинку «Там внутри», полностью происходящим в стеклянном аквариуме, на этот раз приехал в Россию на недельную лабораторию. Его актеры – десять студентов из Китая, десять – из России. Задача – сделать совместный этюд по мотивам древнекитайских новелл.

«Конечно, это вызов для меня, – признается Мэтью Лентон. – Когда работаешь с большой группой актеров, с которыми не можешь легко общаться. Я решил сосредоточиться на физических упражнениях. Некоторые даже жаловались – мол, а как же моя фантазия, эмоции? Для меня лично стала открытием китайская школа – у них очень ясные, понятные телодвижения, которые сами по себе рассказывают историю. Но за такой техникой стоят очень глубокие эмоции.

В небольшой репетиционной комнате Россию и Китай объединила тема неминуемой старости и заботы о ближнем. Маска по имени Джордж не только помогла перевоплощаться, но и дала имя главному герою, в исполнении артиста стажерской группы МХТ Ивана Ивашкина.

«Просто пожилой человек, который живет в доме престарелых, который вдруг понимает, что все закончилось, – рассказывает Иван Ивашкин. – Он точно также чувствует, как и мы, но что-то такое на нем, что мешает нормально смотреть, говорить, слышать. И, вроде бы, все так же, но никто не понимает, для всех это уже другой человек. Слава богу, что можно это дело еще снять».

Ли Пэн Цве, обладатель почетного звания «Выдающегося выпускника 2013 года» в национальной академии китайского театрального искусства, Станиславского впервые нашел сам и прочел на третьем курсе. Когда сейчас в России, в Любимовке по щеке его персонажа катилась слеза, признается: Станиславский имеет к этому самое прямое отношение.

«Для меня это огромный опыт, столкновение двух глобально разных культур, – отмечает Ли Пэн Цве. – Русские ребята – очень настойчивые, в Китае мы любим и ценим такие качества. Так что у нас огромнейший потенциал для будущих работ».

Сама Любимовка – пространство уникальное, в котором пересеклись многие знаменитые театральные имена. Здесь играл в домашнем театре маленький Константин Станиславский. Здесь же годы спустя завершился его знаменитый разговор с Немировичем-Данченко, определивший рождение Московского Художественного театра. Здесь Чехов придумал свою последнюю пьесу «Вишневый сад». Здесь многие годы с учениками репетировал Петр Фоменко, начал работу над «Божественной Комедией» Эймунтас Някрошюс, в 90-е – зародился фестиваль молодой драматургии с одноименным названием – Любимовка. Долгие годы имение было в запустении. И вот теперь, стараниями Фонда Станиславского, здесь снова кипит жизнь.

«Те начинания, те проекты, которые будут в течение года здесь реализовываться, они будут направлены на то, чтобы молодежь, которая чаще не имеет крыши, не имеет дома, не имеет своего театра, могла бы в историческом имении Станиславского ставить свои проекты, спектакли», – рассказывает руководитель международного театрального проекта «Вишневый сад», вице-президент Международного Фонда Станиславского Зейнаб Сеид-Заде.

Амбициозная цель – создать международный театральный центр, где опробовались бы и выпускались бы в мир новые театральные идеи. Для этого – есть полная инфраструктура: в Любимовке можно репетировать и жить круглый год. Кроме репетиционного пространства в историческом гостевом доме, отреставрирован и готов к работе специальный театральный павильон, купленный некогда Станиславским как раз для этих целей.

«В этом году, 27 числа режиссер Кирилл Вытоптов показывает со студентами 4 курса мастерской Олега Кудряшова ГИТИСовской своей проект “Иуда”, – говорит театральный критик Ольга Егошина. – Зрители, видимо, будут сидеть как раз по трем сторонам – в этом пространстве просто нет жестко закрепленных мест – что вот это зрительный зал, а вот это сцена. Каждый режиссер будет сам распределять, что он хочет сделать игровым пространством, пространством для зрителя».

Старт нового «Вишневого сада» в Любимовке, как и положено в усадьбе, отпраздновали еще и по-домашнему хлебосольно – вишневым пирогом по старинному рецепту. Атмосфера располагает. Любимовка оживает и готова служить – молодым, талантливым, ищущим. Кто знает, какие театры будущего выйдут отсюда?

Новости культуры