25.08.2011 | 19:31

Работы гения сюрреализма прибыли в Москву

На этот год Музей изобразительных искусств имени Пушкина запланировал три безоговорочных хита. Уже прошла – причем с огромным успехом – выставка «Диор: под знаком искусства». В конце года, к фестивалю «Декабрьские вечера», откроется экспозиция, посвященная Уильяму Блейку и британскому визионерскому искусству. А уже через неделю столичную публику ждет встреча с гением сюрреализма Сальвадором Дали. Его работы привезли из музея-театра художника в каталонском городке Фигерас. За процессом распаковки картин наблюдали «Новости культуры».

Произведения сюрреалиста номер один в мире прибыли в Москву в специальных контейнерах с климат-контролем. Директор Пушкинского музея Ирина Антонова обходит каждое полотно и проверяет лично. Из испанского города Фигерас привезли больше 100 работ. Все произведения – из коллекции музея-театра Сальвадора Дали, который он создал лично и считал своим главным произведением искусства.

«Музей Сальвадора Дали в Фигерасе располагается в здании бывшего театра, который был разрушен во время гражданской войны. Дали создавал музей на развалинах театра, и это символично – развалины символизируют все его искусство», – подчеркивает сотрудник Музея-театра Сальвадора Дали Хосе Мария Гильямет (Испания).

В советские годы Дали в России не жаловали, несмотря на его левые убеждения. Он даже выписывал местную газету коммунистической партии Испании, единственный в своем городе. Между тем, Дали связывает с Россией не только мотивы советского прошлого, которые иногда встречаются в его картинах.

«Тигры, абстрактная живопись, разные образы вдруг трансформируются, в кого бы вы думали? Во Владимира Ильича Ленина», – замечает куратор выставки Алексей Петухов.

Русская жена Сальвадора Дали – Елена Дьяконова, больше известная как Гала. Не будет преувеличением сказать, что после знакомства с ней каждая вторая картина Дали была или посвящена ей напрямую, или ею вдохновлена.

Зрителям покажут не только живописные полотна, но и графику. Дали начинал как книжный иллюстратор. Получив известность после выхода на экраны фильма «Андалузский пес», в котором он выступил соавтором Луиса Бунюэля, Дали переключился на то, что сегодня назвали бы «самопиаром». Не проходило и дня, чтобы газеты не сообщили о его очередной экстравагантной выходке.

«Может, в разной степени как художник он был одарен. Как фигура громкая, харизматическая, фигура, способная на масштабные выссказывания, фигура, соответсвующая информационному веку. Наверное, если бы его не было, его следовало придумать», – уверен Алексей Петухов.

В своем дневнике сам Дали скромно замечал: «В жизни современного художника может произойти два важных события: первое – родиться испанцем, второе – родиться Сальвадором Дали». В жизни любого музея выставка Дали – это тоже всегда неординарное событие. Вот почему Пушкинский музей пригласил делать выставку известного театрального художника Бориса Мессерера, который попытается превратить московский музей в самое большое произведение сюрреализма в мире.