25.08.2011 | 19:39

К 65-летию первого послевоенного пуска фонтанов Петергофа

Выставка уникальных фотоматериалов из немецкого архива открылась в Петергофе. Снимки сделаны в оккупированном городе в период с сентября 1941 по январь 1944 года. Экспозиция посвящена 65-летию первого послевоенного пуска петергофских фонтанов. Для ленинградцев это был праздник, сравнимый по эмоциональному воздействию со снятием Блокады. Рассказывают «Новости культуры».

Фотовернисаж на аллеях Верхнего сада Петергофа поражает контрастом между легкой атмосферой регулярного парка и страшным содержанием хроники оккупации. После трехдневных боев немцы захватили город 23 сентября 1941 года. Дивизионный фотограф бесстрастно фиксировал моменты гибели роскошной резиденции. Подбитый танк КВ-1 у храма Петра и Павла, горящие дома на Красной улице. Одно из самых горьких фотосвидетельств – группа пленных советских моряков-пехотинцев.

На неизвестный архив в Финляндии вышли два русских коллекционера. Через 70 лет после похода на Восток потомки участников событий уже не боятся публикации подобных материалов. Для России эти снимки – еще одно напоминание о том, к какой грани приблизилась страна и Ленинград в сентябре 1941.

«И когда Берггольц потом скажет, что от Петергофа осталось только небо... Это какой образ, как страшно! И сегодня эти документы рассчитаны на молодежь», – подчеркивает директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Хроника разрушений для десятилетиями возрождающегося Петергофа имеет вполне прикладное значение. На немецких фото сохранились детали, утраченные к 1944 году. Если бы они попали в руки послевоенных реставраторов, можно было избежать многолетних поисков архитектурных решений. Отдельная интрига связана с фотографией пожара Большого дворца, датируемая 23 сентября 1941 года.

Немецкий архив может пролить свет на самые дискуссионные вопросы истории послевоенного Петергофа. В последние десять лет широкое распространение получила версия о том, что причиной пожара, уничтожившего Большой дворец, стал обстрел советской артиллерией. Немецкое фото 1941 года однозначно свидетельствует – значительная часть дворца была объята пламенем уже в первые дни оккупации.

Фотография, сделанная поздней осенью 1943 года, позволяет предположить дату исчезновения легендарного «Самсона». Территорию резиденции исследует комиссия по подготовке вывоза дворцового имущества. На фото фигуры уже нет, хотя на аналогичном снимке начала осени 1943 года «Самсон» еще на своем месте.

«Я глубоко убеждена, что скульптуры были смонтированы и вывезены одновременно. Я думаю, что "Самсон" погиб, скорее всего, во время транспортировки, как и "Янтарная комната"», – полагает заместитель директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Татьяна Вергун.

Концерт в готических конюшнях и немецкое Рождество за несколько недель до начала прорыва Блокады. Лица немцев теряют самодовольный оттенок. Второй блок выставки – напоминание о героической эпопее возрождения дворцового комплекса. В жутких бытовых условиях первых послевоенных лет работа по восстановлению Петергофа уже шла полным ходом. Сбылось пророчество Ольги Берггольц 1942 года – «Настанет день, и, радуясь спеша, еще печальных не убрав развалин, мы будем так наш город украшать, как люди никогда не украшали».