13.09.2013 | 11:18

Главный символ Волгограда неподвластен времени

«Родина-мать зовет!». Легендарный памятник, ставший символом воли к победе, в этом году оказался в центре особого внимания, как и другие монументы в городах, где шли ожесточенные бои, повлиявшие на ход Великой Отечественной. Судьба волгоградской скульптуры особенно волнует специалистов: некоторые считают, что гигантскому сооружению угрожает опасность разрушения. О том, как чувствует себя сегодня один из самых высоких памятников в мире – в репортаже «Новостей культуры».

Монументальное творение скульптора Вучетича, символ Волгограда – «Родина-мать», после возведения в 1967-м году, была внесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая высокая на тот момент статуя в мире. В городе периодически возникают разговоры о том, что из-за технических недочетов конструкции и особенностей грунта монумент может упасть. Но у сотрудников музея-заповедника «Сталинградская битва» – другое мнение.

«Ведутся серьезные натурные наблюдения, они ведутся в круглосуточном режиме уже несколько лет, никакой отрицательной динамики не зафиксировано», – говорит директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин.

16-метровый фундамент монумента практически полностью скрыт под землей. Статуя свободно стоит на плите, как шахматная фигура на доске. И поддерживается 99-ю стальными канатами, которые выдерживают нагрузку в 60 тонн. На канатах и внутри монумента установлены специальные электромагнитные датчики. За их показаниями постоянно следит инженер.

«Здесь мы можем видеть датчики, с помощью которых мы смотрим за монументом – это датчики натяжения канатной арматуры. На каждом канате стоит по одному такому датчику. С их помощью мы создаем напряжение и записываем их. Они потом переводятся в напряжении каждого каната», – поясняет Алексей Васин.

В ближайшем будущем внутри статуи Родины-матери планируется установить еще более современную аппаратуру.

«Новыми датчиками мы планируем отслеживать смещение в реальном масштабе времени, – рассказывает ведущий научный сотрудник Волгоградского филиала НИИ энергетических сооружений Александр Чернов. – Наблюдения геодезические у нас трех серий – лето, осень, весна. То есть три раза мы планируем снимать в реальном масштабе времени в течение всего времени наблюдения».

Именно таким скульптор Евгений Вучетич увидел собирательный образ Родины, зовущей своих сыновей и дочерей на битву с врагом. Патриотический призыв, нашедший отражение в памятнике, не устаревает. А вот сама скульптура, конечно, подвержена влиянию времени, но в ближайшем будущем, по словам специалистов, памятнику ничего не грозит.

Новости культуры