26.08.2011 | 10:15

Печать. 26 августа 2011

«Модернизация с традицией». Данные масштабного исследования показали, что после Второй мировой войны на путь обновления вступили почти полсотни стран. Но достигли успеха лишь те, где произошла культурная эволюция, которая не разрушила, а расширила национальную картину мира. Почему это удалось Японии и не удалось Аргентине, и какой путь выбрать России – можно прочесть в свежем номере «Ведомостей». Подробнее о темах утренней печати – в обзоре «Новостей культуры».

***
В понедельник в Москве стартует фестиваль советского репрессированного кино. Всего в единственный и неповторимый каталог опальных фильмов входит 120 картин эпохи сталинского единовластия. Как отмечает еженедельник «Коммерсант-Weekend» форум «Полка. Освобожденное кино» представит 17 игровых, два документальных и шесть анимационных кинолент. Судьбы этих картин не менее прихотливы, чем судьбы опальных людей. Причины многих запретов неизвестны и вряд ли станут известны: соответствующие цензурные протоколы не сохранились. Спектр известных по сохранившимся протоколам грехов огромен. «Женитьбе» Эраста Гарина и Хеси Локшиной предъявили «формалистические кривляния», «натуралистическое убожество» и «беспринципное трюкачество». Котэ Микаберидзе в блестящей и «явно антисоветской» сатире «Моя бабушка» воплотил «троцкистское отношение к загниванию советской системы»: так прямо и написали в протоколе! Бесчеловечная в своих проявлениях система, в случаях с этими фильмами словно отшатывалась от зеркала, в котором видела свое логическое развитие – пишет «Коммерсант-Weekend».

***
Первый мюзикл сочинил Шекспир! Озадачивают своего читателя «Известия». Газета опирается на выводы известного английского театрального режиссера Джонатана Холмса, который два года посвятил изучению шекспировской пьесы «Буря». Холмс полагает, что Шекспир должен разделить авторство со своим современником композитором и лютнистом Робертом Джонсоном. Вывод о «соавторстве» Джонсона основывается на предположении, что композитор написал для «Бури» несколько песен - факт хоть и не доказанный, но считающийся в современном шекспироведении весьма достоверным. «Мне всегда казалось, что в произведении чего-то не хватает. И это что-то – музыка», - говорит Холмс. Режиссер ссылается на указания для инсценировки «Бури», написанные самим Шекспиром, либо кем-то, видевшим раннюю постановку пьесы. Он считает, что первоначально в спектакле звучала музыка – примерно так же, как саундтрек в фильме. Для нас это нечто обыденное, но для того времени было революционным. Не удивительно, что у Холмса тут же нашлись оппоненты. Подробности спорной теории в «Известиях».

***
Переписать историю задумал и «Труд-7». Еженедельник заинтересовала тайна Царь-колокола. Принято считать, что великолепный 200-тонный колокол, который сегодня можно увидеть в Московском Кремле, раскололся во время пожара. По официальной версии над бронзовым великаном загорелись леса, которые тушили, поливая водой из ведер. Холодная вода попала на раскалившийся от жара металл, и колокол треснул. Однако, как пишет издание, его эксперт – директор воронежского колокололитейного завода Валерий Анисимов уверен, что эта версия – фальшивка, сфабрикованная литейщиками и растиражированная историками, а колокол к моменту пожара уже был мертв. Чтобы доказать это, он провел специальные эксперименты. Согласиться с выводами Анисимова или поспорить с ним вам и предлагает «Труд-7».