26.08.2011 | 11:27

Время в объективе "Новатора"

Страна без «дресс-кода» - или просто «Новаторство». История «Новатора» - одного из старейших, но не стареющих общественных фотобъединений Москвы началась в 1961-м, когда в одноименный дом культуры пришли фотографы Александр Хлебников и Георгий Сошальский. Вот уже полвека «новаторцы» собирают остановленные мгновения в клубную копилку. Лучшие можно увидеть в галерее «Беляево» - на юбилейной выставке. Рассказывают «Новости культуры».

Фотоклуб «Новатор» - явление «оттепельное» - общественное объединение людей, которые сугубо неофициально занимались чем-то сугубо личным. По словам фотографа Анатолия Болдина, «снимали то, что не снимал профессионал».

Анатолий Болдин – по основной профессии инженер, а параллельно, вот уже полвека, фотограф-любитель. Портреты отцов-основателей клуба «Новатор» – его работа. Александр Хлебников и Георгий Сошальский, оба знатоки и умельцы прикладной фотографии, приняли Болдина в ученики. Вместе с еще тремя сотнями любителей, оснащенных фотоаппаратами «Зенит», «Старт» и «Киев». Казалось, в том, что они делают, не было особой фронды, но вот вспоминают: в 68-м 13 фотографий с выставки фотоклуба «Новатор» сняли.

Крамольными тогда казались и портрет Эрнста Неизвестного, и фото беременной ню. Но разве это беда, когда фотография – не профессия, а любовь, когда ей не кормишься, а радуешься, и есть, с кем радость делить.

«Советский служащий, после рабочего дня шел и фотогравировал, потом проявлял, ретушировал... И никакой «цифры». Потом приносил сюда, и никак иначе. Вот такой энтузиазм был в то время», - рассказывает фотограф  Георгий Колосов.

Другое поколение, другая техника - но и сегодня члены клуба еженедельно собираются - посмотреть работы друг друга, обсудить.

«Одна из легенд клуба - это сетка «Новатора». Волейбольная сетка, которая растягивается вдоль стены, и к ней с помощью бельевых прищепок прицепляются фотографии», - раасказывает председатель фотоклуба «Новатор» Михаил Кондров.

Фотограммы Александра Хлебникова, эксперименты Валерия Самарина с тенью от вилки, тонированные отпечатки, импрессионистские цветные, - на юбилейной выставке видно - «новаторцы» не время догоняют - красоту. И считают, что дается она только технически подкованным.
«»