09.09.2013 | 11:14

К столетию со дня рождения Артёма Агажанова

Артём Агажанов, выдающийся педагог, признанный теоретик музыки был человеком удивительной судьбы. В два года остался без родителей – в 1915 году они стали жертвами геноцида армянского народа. После смерти приемной бабушки попал в детский дом в Пятигорске. Там же начал учиться музыке. В Москве поступил на рабфак при консерватории. В 39-м закончил консерваторию по классу Способина и Мазеля. И остался там работать. Вел курсы сольфеджио для дирижеров, музыковедов, композиторов, развивал музыкальный слух у вокалистов. 6 сентября в Рахманиновском зале столичной консерватории состоялся концерт, посвященный столетию со дня рождения Артёма Агажанова. Рассказывают «Новости культуры». 

Сольфеджио – предмет, который у студентов музыкальных учебных заведений редко бывает любимым. Его считают сложным, скучным. Но на занятиях профессора Агажанова трудная наука становилась увлекательной и даже захватывающей. То же самое происходило и на занятиях по гармонии.

«Он не просто ставил на пюпитр задачку твою, играл. Нет. Артем Петрович делал иначе. Он брал твою задачку, клал твою задачку в горизонтальное положение и рассматривал ее. Говорил: "Э, батенька, тут у тебя параллельные октавы. Тут у тебя карета проедет"», - вспоминает народный артист СССР Владимир Минин.

В концерте в память Аркадия Агажанова принимают участие его ученики. Их огромное количество. Все своего наставника обожали. Находить к каждому студенту индивидуальный подход Агажанову позволяло виртуозное владение теорией музыки.

«У Агажанова была своя система. Она родилась постепенно, она созревала. И вот то, что он назвал развитием ладового слуха для профессионалов, это очень понятно. Это основа основ ориентации в музыкальном мире. Поэтому сегодня его уже нет с нами, но есть его учебники, есть его задачники», - говорит ректор Московской консерватории Александр Соколов.

Он разработал методику, позволяющую студенту найти для себя точку опоры в музыке – ладовое чувство. К столетию со дня рождения профессора выпущено новое издание его «Сольфеджио».

«В основном эта проблема – воспитание слуха – возникает у вокалистов. Потому что инструменталисты с самого раннего детства занимаются музыкой, а вокалисты часто приходят, когда уже у них сформировался голос, и для них очень важен этот начальный этап», - говорит директор детской музыкальной школы им. К.Н. Игумнова, дочь А.П. Агажанова Ирина Агажанова.

Но музыкальная теория – вершина айсберга. Мало кто знает, что первую половину жизни Артем Агажанов посвятил сочинению музыки.

«Вот это человеческая музыка. То есть это музыка, которая вызывает отклик в сердце, музыка, которая красивая. Причем в то время далеко не все люди, не все композиторы двигались в эту сторону. И вот этот противоход – это очень важная черта его характера», - объясняет композитор, сын А.П. Агажанова Артем Агажанов.

Вокальные циклы, симфонические партитуры. Большая часть - только в рукописи. В век соцреализма Агажанов не афишировал свои лирические сочинения. Сейчас готовится издание его произведений. Так что многим воспитанникам Артема Агажанова предстоит новое знакомство с учителем – композитором Агажановым.

 

 

Новости культуры