09.09.2013 | 19:34

"Севильский Цирюльник": из Ла Скала в Калининград

На самом западном побережье России есть особый сезон, который продолжается до зимы. Это время театрального фестиваля искусств "Балтийский сезон". В его программе все лучшее из мира искусства: от цирковых постановок до хоровых выступлений. В этом году сезон юбилейный – 10-й. В нем принимает участие одна из лучших оперных трупп мира – Ла Скала. Как в прочтении итальянских артистов выглядит "Севильский Цирюльник", увидели и услышали "Новости культуры".

На фасаде Областного театра Калининграда – афиша в фирменном стиле Ла Скала. Три дня здесь безостановочно шли репетиции. К единственному выступлению на фестивале артисты готовятся, как к премьере.

"Академия Ла Скала – это в первую очередь знак качества. Она выпускает всего десять певцов за два года. Наши постановки идут на сцене лучшего оперного театра мира, поэтому мы должны всегда держать планку", – подчеркивает художественный координатор театра Ла Скала Гарсон Фурнье.

Для гастролей в Калининграде выбрали постановку Дамиано Микелетто – режиссера, который известен своим нестандартным подходом к классике. Этим летом его "Фальстаф", действие которого происходит в доме престарелых, вызвал неоднозначную реакцию в Зальцбурге. "Севильский цирюльник" – одна из первых работ режиссера, принесшая ему всемирную известность.

Настроение на сцене создается за счет света. А вот декорации в постановке Микиелетто крайне минималистичны. Нет даже традиционного балкона, под которым граф поет серенаду Розине. Постоянно присутствуют на сцене только двенадцать стульев – практически как у Ильфа и Петрова.

Действие оперы из средневековой Севильи перенесено в абстрактное пространство комедии дель арте. На сцене царит атмосфера карнавала: фантастические костюмы и цирковые трюки, исполнять которые певцам приходится, не прерывая арию. Особенно тяжело пришлось Кристиану Сенну. За день до выступления исполнитель партии Фигаро серьезно повредил ногу. Но даже травма не помешала ему исполнить свою партию на высшем уровне. 

"В этой постановке практически нет сценографии, все держится на персонаже, и певец должен, помимо всего прочего, быть хорошим актером. Публика смотрит только на тебя, зрителям не на что отвлечься: ни на колонну, ни на фонтан", – замечает Кристиан Сенн

Свой вариант "Севильского цирюльника" Россини ставили почти все оперные театры мира. И хотя это опера-буфф, многие считают, что исполнять ее нужно максимально строго, без излишеств. Яркую, полную импровизации постановку Микелетто приняли в Италии далеко не все. 

"Этой зимой Академия показывала эту постановку в соседних городах. В Редже-Эмилии очень позитивно встречали, публика была в восторге, а в Модене не особенно. Как нас примут здесь, мы совершенно не знаем", – признается ассистент режиссера Элеонора Граваньола.

Вопреки всем опасениям, премьера "Севильского Цирюльника" в Калининграде прошла на ура. Смущение, царившее в зале в начале спектакля, рассеялось уже к середине первого акта. На шутки артистов зрители отзывались громким смехом, а аплодировать начинали, иногда даже не дожидаясь окончания арии.

Новости культуры