06.09.2013 | 10:40

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Евгения Светланова

Евгений Светланов – дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, просветитель, критик. Всё, за что он брался – делал талантливо и вдохновенно. Музыка была его жизнью, а он – ее властелином и служителем в одном лице. «С той поры, как помню себя, мне было совсем ясно, что дирижером я не мог не быть», – говорил маэстро. Он первым из дирижёров взялся за создание антологии русской симфонической музыки. Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Евгения Светланова. Рассказывают «Новости культуры».

Евгений Светланов… Великий среди равных, равный среди великих… Один из выдающихся дирижеров ушедшего столетия. Уже будучи пианистом и композитором, Светланов стал заниматься дирижированием. Он точно знал, зачем ему это нужно. «Хочу возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики», – сказал он, придя в класс Александра Гаука. Эту программу он осуществлял уже в консерватории. На дипломном экзамене дирижировал Второй симфонией Рахманинова, которого в те времена считали больше эмигрантом, чем великим композитором. До сих пор Светланов остается непревзойдённым исполнителем этого сочинения.

Вскоре состоялся дебют Светланова в Большом театре, где в центре его внимания были редко исполняемые оперы – «Чародейка» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Но не только операми дирижировал молодой маэстро. Были в его репертуаре и балеты. Однажды под палочку Светланова в «Лебедином озере» танцевала Майя Плисецкая. Она всегда вспоминает этот эпизод.

«Он дирижировал все не так, как мы привыкли, – вспоминает Майя Плисецкая. – Это было изумительно красиво. Но в третьем акте были такие сюрпризы, это было как из пушки».

Главным делом Светланова стал Госоркестр, которым он руководил в течение 35 лет, и с которым он записал «Антологию русской музыки» – а это сто девять 70-тиминутных компакт-дисков. И с не меньшим энтузиазмом Светланов занимался западной музыкой. Работоспособность фантастическая! Даже время отдыха делил между рыбалкой и партитурами.

«8-ю симфонию Малера он взял с собой, – рассказывает зав. репертуарной частью оркестра в 1993-2011 гг Лариса Абелян. – Жил на даче под Стокгольмом. Когда приехал, спрашиваю: “Как ты отдохнул?” – “Какое отдохнул? Смотрел партитуру, кто ведет партию после альтов, куда переходит тема, кого выделить”. Все время был, как больной. Избавился только тогда, когда сыграл».

Госоркестр называли просто Светлановский оркестр. Теперь он официально носит имя великого дирижера. Старожилы коллектива вспоминают благословенные времена, когда они играли с Евгением Федоровичем.

«Руки Светланова – они звучали во времени, – говорит концертмейстер группы контрабасов, ГАСО имени Е.Ф.Светланова, заслуженный артист России Михаил Кекшоев. – Показать – это мало сказать, они творили».

«Каждому музыканту казалось, что взгляд Светланова обращен именно к нему, – добавляет концертмейстер группы альтов ГАСО им. Е.Ф. Светланова, народный артист России Георгий Капитонов. – Со Светлановым оркестр играл гениально, потому что за пультом стоял гений».

После ухода маэстро сменилось несколько дирижеров, пришли новые музыканты, но светлановский дух остался.

«Даже по тому, как музыканты играют, если им ничего не говорить, а просто дать возможность сыграть произведение, которое они играли под его управлением, ты сразу начинаешь понимать, это Светланов делал это так», – говорит художественный руководитель ГАСО им. Е.Ф. Светланова Владимир Юровский.

В день 85-летия со дня рождения маэстро Госоркестр сыграет концерт его памяти. Думать над программой не пришлось, Конечно, Колокола Рахманинова, сказал Владимир Юровский, любимое сочинение любимого автора Евгения Светланова. И последнее, которым он дирижировал 19 апреля 2002 года в Лондоне.

К 85-летию со дня рождения Евгения Светланова смотрите сегодня на нашем канале в 19.45 – документальный фильм «Воспоминание». А сразу после него выйдет программа «Шлягеры уходящего века» из цикла «Легендарные концерты».

Новости культуры