06.09.2013 | 10:16

В Русском музее открылась выставка "Семья Пластовых. Почва и судьба"

Крестьянская тема была главной в живописи Аркадия Пластова. Поэтому и масштабную выставку в Русском музее назвали просто и емко – «Почва и судьба». Эта цитата из Пастернака как нельзя лучше подходит к тому, чтобы определить главное в жизни и творчестве художника, для которого природа и деревенские жители всегда были на первом месте. Рассказывают «Новости культуры».

«Колхозный праздник» - это огромное полотно датировано 1937-м годом. Яркое и оптимистичное, оно явно рифмуется с фильмом «Кубанские казаки». Именно «Колхозный праздник», впервые показанный на выставке «Индустрия социализма», принес Пластову государственное признание. Сочетание таланта, живописной мощи и идеологической чуткости позволило его картинам попасть во все хрестоматии и школьные учебники еще при жизни художника.

Внук деревенского иконописца, Аркадий Пластов с детства любил растирать краски и следить за движениями дедовской кисти. Он должен был стать священником, но в 19 все-таки решился ехать в Москву, учиться на художника. Революция вернула студента училища живописи обратно в родную Прислониху. И больше деревню он надолго уже не покидал.

«Умение создать иллюзию, точнее втянуть человека, почувствовать эту землю: этот запах травы, щебет жаворонков в поле. Поскольку это всё было его родное, он знал это досконально», – говорит координатор выставки Альфия Низамутдинова.

Привычные хозяйственные дела – пахота, сенокос, рубка дров  – сочетались с непрерывной художественной работой. Сотни этюдов и эскизов. Большими полотнами становилась лишь часть набросков. Именно так произошло с картиной «Купание коней», написанной к юбилейной выставке «20 лет Красной армии». Сюжет, в котором объединяются человек и лошадь, земля и вода – всегда был популярен у художников. И пластовское «Купание коней» встает в один ряд с полотнами Серова, Петрова-Водкина, Кончаловского. То есть – в тот образный ряд, который начали еще античные скульпторы.

«Это состояние души художника, – говорит президент фонда Пластовых, искусствовед Татьяна Пластова. – Это его напоенность. Ведь Пластов получил очень хорошее образование в Семинарии. Там не только богословским предметам обучали, но и истории, мифологии».

Недаром одна из самых известных картин Пластова – «Весна» – получила еще одно, неофициальное название – «Северная Венера». Своим умением видеть в обыденном – вечное, в простом – прекрасное, Аркадий Пластов делился со зрителями. А еще он передавал его сыну и внуку. Их картины рядом, на этой выставке. Николай Пластов помнит, как дед учил его рисовать. Иногда даже позволял сделать несколько мазков на своих полотнах.

«Главное, что он мне сказал, главное, что я от него воспринял – это богосозданность мира, – рассказывает внук художника Николай Пластов. – Это необъяснимость в мельчайших деталях красоты и богозадуманности каждого предмета, каждой песчинки, каждого муравья».

Сегодня семья бережно хранит всё наследие Аркадия Пластова. В деревне Прислониха Ульяновской области работает музей художника. Работы мастера украшают постоянные экспозиции Русского музея и Третьяковской галереи.

Среди экспонатов также представлены предметы обихода художника. Вот, например, табурет, на котором сидел Аркадий Пластов, деревянная лошадка, которую он смастерил для своего сына. Аркадий Пластов также известен и как художник-иллюстратор, поэтому на выставках есть и детские книжки с его иллюстрациями.

Одна из последних больших работ Пластова – «Из прошлого». На ней изображена семья в поле. Как говорит критики - все естественно и осмысленно - крестьянское святое семейство. Почти недостижимая гармония. Для того, чтобы напоминать именно о ней, а не о болезненных исторических трагедиях и существуют картины Пластова.

Новости культуры