04.09.2013 | 19:39

Приближается время рождения новых звезд "Большой оперы"

Джоан Доннерман, концертмейстер "Метрополитен-опера", написала в своем напутствии молодым вокалистам о том, что такое жизнь оперного певца. Если в двух словах, то это работа на износ и почти ничего личного. Но все это полностью окупается радостью творчества и любовью публики. Если другой жизни вы себе и не представляли, дерзайте. А если выбрали место в зале, если вы – публика, то все эмоции подарит вам "Большая опера". Этот уникальный проект нашего телеканала привлек в прошлом году миллионы зрителей и вызвал огромный резонанс. В новом сезоне "Большая опера" возвращается. На прослушивании участников нового конкурса работала съемочная группа "Новостей культуры".

Подготовка к кастингу: первым делом нужно разогреть голос. Кто-то распевается прямо в студии, где в это время ставят свет и камеры, коммутируют шнуры, и не дают проходу стилисты. Сегодня петь придется не только для жюри, зрителей, но и на камеры.

Возвращения "Большой оперы" на телеэкран ждали два года. В 2011 это была первая ласточка в жанре телевизионного шоу на нашем канале. Это был своего рода эксперимент – соединение высокого искусства и развлечения, но, с другой стороны, возвращение к корням. В XVIII веке опера занимала ту нишу, которую в наше время отвоевал шоу-бизнес. Роскошные костюмы, фантастическая сценическая машинерия со спецэффектами, а в фойе дамы устраивали прямо-таки показы мод. Так что новое – хорошо забытое и немного модифицированное старое. Вердикт критики был однозначный:  проект захватывающий, успешный и – главное – нужный. 

"Да просто необходимый. Это классика, которая имеет небольшой удельный вес на большом телевидении. Судя по тому, какой имела резонанс, это нужно не только интеллигенции, но и широкому слою телезрителей", – отмечает член жюри "Большой оперы", заслуженная артистка России Карина Лисициан

После окончания эфира страсти не стихали – эмоциональные дискуссии перемещались в интернет-пространство.

"До сих пор некие блогеры ведут свои разговоры между собой о том, что было бы хорошо сделать продолжение проекта", – замечает режиссер проекта Анастасия Синельникова.

И как только появилось в телеэфире объявление о втором сезоне "Большой оперы", возник ажиотаж – заявки посыпались из разных уголков России. Из сотен претендентов эксперты отобрали 50 человек, и только 16 из них примут участие в самом конкурсе.

Год назад Татьяна Петрова из Астрахани была одним из самых неравнодушных зрителей "Большой оперы".

"Там пел наш астраханский певец, который закончил нашу Астраханскую консерваторию, за него вся Астрахань болела", – замечает конкурсантка.

Конкурс открыт всем, кто умет петь. Евгений Мунько работает менеджером в крупной компании и обладает красивым контртенором  голосом, не очень востребованном в российском театре. Барочная опера у нас ставится редко. 

"Подростком пел в церковном хоре. Когда был пубертатный возраст, голос должен был ломаться, он не сломался. Меня отвели к фониатору, который меня посмотрел и сказал: "Молодой человек, вы контртенор", – рассказывает Евгений.

Однако и у обладателя такого редкого голоса здесь найдется конкурент. Владимир Магомадов из Чечни уступать в состязании не намерен. 

Евгения Сотникова на конкурс приехала из Мюнхена. Она уже опытный боец. 

"Закончила прорамму молодежную в Баварской опере, была приглашена в труппу. Сейчас работаю как приглашенная солистка, в основном, в Европе. Мне приятно возвращаться в Россию. Чувствую себя русским человеком, родилась на Урале. Здорово петь в Москве", – признается конкурсантка.

Петь перед камерой – особое искусство, одинаково сложное и вчерашним выпускникам, и лауреатам.

"Сложно не видеть зрителя, отдачи, глаз", – замечает конкурсантка Анастасия Вербицкая.

"Здесь просят смотреть в одну точку, а потом говорят: "Почему ты не играешь?" – добавляет конкурсантка Екатерина Морозова.

Но чаще жюри все-таки помогает. Оно хоть и строгое, но доброжелательное. Строгие судьи молодым и талантливым помогают всем, чем только могут. Делятся опытом, практически дают мастер-класс.

"В опере надо уметь петь, играть, на публику воздействовать, надо уметь шаманить. Чтобы это уметь, певцы долго учатся. Не может самородок с улицы прийти и спеть, это школа, это честное искусство", – заверяет член жюри Дмитрий Бертман

И честный конкурс. На данном этапе успех проекта зависит от выбора жюри, которое старается не пропустить ни одного яркого харизматичного певца.

"Здесь нужен очень специфический комплекс. Иногда наличие большого, красивого голоса совершено недостаточно, а иногда он может даже и помешать, потому что микрофоны, близость от публики, членов жюри, момент внутренней свободы, мимической свободы, что на экране очень важно. Мы должны все учитывать", – поясняет член жюри Дмитрий Вдовин.

А дальше все будет зависеть от самих участников и его величества фортуны. Время рождения новых звезд "Большой оперы"  приближается.

Новости культуры