04.09.2013 | 11:48

Новая концепция Музея Москвы

Музей московского городского хозяйства, Московский коммунальный музей, Музей истории и реконструкции Москвы – все эти названия давно в прошлом. Сейчас этот уникальный комплекс, объединяющий 6 московских музеев, называется просто – Музей Москвы. 3 месяца назад здесь сменилось руководство. На место занимавшей этот пост 20 лет Галины Ведерниковой пришла создательница первого культурного кластера столицы Artplay Алина Сапрыкина. Ее главной задачей стало расширение выставочной деятельности, в том числе и в здании Провиантских Складов. Музею их отдали еще в 2011-м, но большая часть новых помещений так и остается запасниками. О планах на ближайшее будущее музея – рассказывают «Новости культуры».

3 месяца – небольшой срок для музея с вековой историей. Но то, что с приходом нового директора здесь подул ветер перемен – заметно уже сейчас. Вместо типично музейного «руками не трогать» – новый лозунг – иди и смотри. Перемены начались со двора Провиантских складов. Впервые за много лет открыли второй вход со стороны садового кольца, построили летний кинотеатр. Беседки, разбили клумбы…За 90 дней дворик между садовым кольцом и Зубовским бульваром обзавелся всеми необходимыми атрибутами культурного пространства в «европейском» стиле. XXI век снаружи контрастирует с наследием СССР.

В советское время исторические здания Провиантских складов были перестроены: полы покрыли асфальтом, добавили еще один этаж. Бывший директор Галина Ведерникова еще пару лет назад планировала продолжить реконструкцию– расширить подвальное помещение и превратить его в ещё один зал, закрыть двор стеклянным куполом. У Алины Сапрыкиной диаметрально противоположная концепция: она хочет видеть провиантские склады, такими, как их создал архитектор Стасов в 1835 году.

До начала ремонтных работ в музее еще как минимум полгода – столько будут идти археологические исследования. Восстановление по всем канонам – долгий процесс, но закрывать провиантские склады на ремонт не будут: во время реставрации одного корпуса выставки будут идти в двух других. Глобальная цель – к 2016 должна быть готова постоянная экспозиция, которой у музея Москвы нет уже много лет. Над ее созданием работает сводная команда.

«Мы соединяем старых музейщиков с молодыми архитекторами, кураторами, дизайнерами, – рассказывает Алина Сапрыкина. – То есть с молодыми силами, которые добавляют что-то новое в эту работу, дают новый взгляд, дают, может быть, новый язык экспонирования, дают движение, драйв. В этом соединении – ключ к успеху Музея Москвы».

Помимо Провиантских складов в музейное объединение входят ещё шесть филиалов, расположенных в разных концах столицы. У каждого из них своя история и свой комплекс проблем. Музей усадебной культуры – усадьбу князей Голицыных в Кузьминках – последний раз пытались привести в порядок в 2005 году, но до глобального ремонта дело так и не дошло. Из семи зданий лишь два могут полноценно функционировать всесезонно.

«Затруднено использование зданий тем, что они могут работать только в летнее время, потому что там воды нет, света нет, не подведены коммуникации», – поясняет сотрудник отдела «Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки» Лариса Нефедова.

Ещё более печальная ситуация в музее Археологии Москвы. Он закрылся на капитальный ремонт в 2011 году, спустя всего 14 лет после торжественной сдачи в эксплуатацию.

Английское Подворье – один из филиалов музея Москвы, нуждающихся в срочном ремонте. В первую очередь нужно починить старинное крыльцо, оно держится только на деревянных подпорках, крышу и внутренние помещения, когда начнутся работы пока не ясно.

Но есть и хорошая новость. Скоро в объединении откроется новый филиал - музей Гиляровского. Экспозиция по знаменитой книге «Москва и москвичи» заработает уже в декабре, к 160-летию автора.

Новая концепция Музея Москвы – это не только история столицы, но и её современный облик, ее будущее. Достигнута договоренность о сотрудничестве с Архнадзором, сотрудники которого будут читать в музее лекции. На осень запланированы выставки, посвященные актуальным городским темам – судьбе Зарядья и усадеб Новой Москвы.

Новости культуры