04.09.2013 | 10:49

В Москве открылась фотовыставка "Загадка Вивьен Майер"

Дух эпохи глазами неизвестной няни. 50 черно-белых снимков Чикаго и Нью-Йорка середины прошлого века представляют в центре фотографии имени братьев Люмьер творчество, пожалуй, самого загадочного фотографа – Вивьен Майер. Ее профессиональному взгляду могли бы позавидовать лучшие мастера того времени. Но звезда славы Майер взошла лишь после ее кончины. Об удивительной жизни и увлечениях одинокой американки рассказывают «Новости культуры».

Уникальный фотограф, о котором никто не знал. Вивьен Майер родилась в 1926-м в США, в семье француженки и австрийца. Вела самую обычную тихую жизнь. Работала няней в Йью-Йорке и Чикаго. В свободное время много снимала на улицах города. Ее первая выставка состоялась только 2010-м. После смерти автора.

«История началась в 2007 году, когда Джон Малуф – достаточно молодой человек –пошел на аукцион в Чикаго, – рассказывает куратор выставки Анастасия Лепихова. – Он разыскивал интересные старые снимки Чикаго для издания книги. На этом аукционе распродавались коробки негативов, которые распродавались в виду того, что не платилась плата абонентская за это хранилище. Просто уходили с молотка».

Имущество Вивьен Майер распродавалось из-за того, что пожилая женщина просто не могла оплачивать его хранение. То, что было продано с аукциона, теперь сравнивают с кладом, археологическим открытием. Всего за 400 долларов были куплены мотки пленки и безымянные снимки, от которых захватывало дух. Только непроявленных негативов оказались – сотни тысяч. Из-за финансовых трудностей фотограф, начиная с 70-х, не могла их проявлять и распечатывать. Владельцы сокровища бросились на поиски автора. Но в живых ее не застали. Единственный источник сведений о Вивьен Майер – рассказы тех семейств, в которых она работала.

Социалистка, феминистка. С детьми ладила лучше, чем со взрослыми, всегда говорила правду в глаза, даже если она была не очень приятной. Это почти все, что известно о характере Вивьен Майер. Принято считать, что личность художника максимально раскрывается в автопортретах. В ее случае и они полны загадок.

Ее стилистику сравнивают с произведениями фотохудожника Андре Кертеса. В одном ряду с признанными гениями – няня-фотолюбитель.

«Нормальный фотограф бы делал по нескольку кадров, – поясняет куратор центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева. – Здесь вся речь идет о том, что при разборе фондов люди, которые им владеют, говорят, что каждый кадр представлен одним негативом. Ни один профессиональный фотограф этого никогда не делал. Он будет снимать до тех пор, пока он не получит тот кадр, который ему необходим. Она же именно подсматривала, она любовалась».

В 70-е Вивьен Маер обратилась к цветной пленке и даже к видео.

Сегодня почти невозможно сказать, чем был для Вивьен Маейр процесс съемки – увлечением, отдушиной или делом ее жизни. Еще в 50-е она приобрела профессиональную камеру. Снимала очень много. Но не делала попыток этим зарабатывать, войти в профессиональную среду. Пока даже не ясно до какого года продолжала снимать Маейр. Ее наследие огромно. Фонд еще полностью не разобран. Так что, вполне возможно, впереди еще много сюрпризов от Вивьен Майер.

Новости культуры