15.09.2013 | 17:09

Календарь. 15 сентября 2013 года

Он говорил: «Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех». И добавлял: «Кто никогда не совершал безрассудств, то не так мудр, как ему кажется».
400 лет назад родился Франсуа де Ларошфуко. Галантный кавалер, упрямый фрондер, храбрый солдат и неудачливый придворный.
Все эти качества померкли перед образом язвительного критика людских пороков, утонченного скептика и проницательного мыслителя. Его «Максимы» - одна из самых известных книг французской литературы.
Сборник отточенных изречений, в которых нет ни одного лишнего слова. Они разящи и метки, как эпиграммы. Они просты, естественны и стилистически безупречны.
Франсуа де Ларошфуко 1613 – 1680

Прекрасный рассказчик историй в духе Мопассана и Мериме, он был одним из самых ярких бытописцев европейского кино. Его волшебная камера оживляла мельчайшие детали жизни крестьян, мелкой буржуазии, молодежи разных социальных слоев, апашей начала ХХ века.
Он открыл так называемую «черную серию» французского криминального фильма, предвосхитив позднейший расцвет этого жанра. Интрига в его картинах обрастала множеством вроде бы ненужных подробностей, которые не только создавали атмосферу,  но и оказывались увлекательнее, чем похищения и погони. Он  говорил, лица важнее, чем действие.
Он смешивал бытовые зарисовки, ностальгическую стилизацию и мягкий юмор с самым беспощадным реализмом. Контраст между радостным искрящимся весельем начальных сцен его фильмов и мрачной безысходностью финала захватывает поразительным, роковым трагизмом.
15 сентября 1906 года родился Жак Беккер. Бывший ассистент великого Жана Ренуара, он стал, возможно, самым французским режиссером, воплотившем на экране национальные дух, характер и стиль. Подлинный поэт, притворявшийся мастеровым, он всегда утверждал, что кино для него – это просто хорошо выполненная работа.
Жан-Люк Годар, бывший вместе с соратниками по «новой волне» пристрастным критиком и ярым противником кинематографа, который олицетворял для них Беккер, тем не менее писал: «Я готов отдать всё послевоенное французское кино за одну плохо сыгранную, плохо снятую, но изумительную сцену из фильма "Монпарнасс, 19", когда Модильяни просит пять франков за рисунок на террасе ресторана "Куполь".
Жак Беккер 1906 – 1960

Она дебютировала еще в эпоху немого кино. За свою карьеру снялась у Эриха фон Штрогейма, Фрэнка Капры, Майкла Кертиса и Альфреда Хичкока.
Ее партнерами были такие звезды, как Гари Купер и Спенсер Трейси. Но одна роль отодвинула в тень все остальные ее работы.
Вызвавший ее на студию продюсер рассказал, что хочет снять ее вместе с самым громадным и страшным героем Голливуда. «Я почему-то решила, что речь идет о Кларке Гейбле…» – вспоминала потом актриса.
15 сентября 1907 года родилась Фэй Рэй. «Королева крика», легендарная «девушка Кинг Конга» в канонической картине 1933 года.
В день ее смерти в возрасте 96 лет световая иллюминация на некогда самом высоком небоскребе мира «Эмпайр стейт билдинг», где произошла кульминационная сцена фильма, была погашена на пятнадцать минут.
Фэй Рэй 1907 – 2004