03.09.2013 | 10:51

В Московском музее современного искусства открылся фестиваль перформанса

Перформанс как единственно возможный способ существования. Современное искусство открыто, дерзко, многогранно, не всегда и не всем понятно. Исследовать границы поп-арта, нащупать новые пути художественного самовыражения, предлагает фестиваль перформанса «Игра в классики», который открылся в Музее современного искусства. Для состоявшихся художников и студентов арт-школ это возможность обменяться опытом. Для зрителей – его оценить. Рассказывают «Новости культуры».

Организаторы проявили самоиронию, назвав фестиваль перформансов «Игра в классики». Но заигрывать со зрителями здесь никто не собирается. Это не театр, хотя и очень похоже. Здесь все по-настоящему.

«Перформанс сильно отличается и от театра, и от танца, – говорит художник, руководитель школы перформанса Елена Ковылина. – Здесь не танцуют и не изображают. То действие, которое происходит, которое ты осуществляешь, это не изображение этого действия, это оно и есть».

Свой перформанс Елена Ковылина назвала «Сор из избы». Пересказать его можно одно фразой – на протяжении 30 минут зрители видят, как она поочередно пылесосит, подметает и трёт. Одним словом, вкалывает как проклятая. Но этим смысл перформанса, по словам автора, не исчерпывается, потому что это перформанс и лекция одновременно. Зрители периодически слышат и видят на экране тезисы некоего Саида об ориентализме, России, Западе и еще что-то об обслуживающем персонале. Зрителям некогда думать и анализировать увиденное – перформансы идут один за другим нон-стоп. В соседнем зале под медитативную усыпляющую музыку три девушки дотрагиваются друг до друга перед камерами видеонаблюдения. Тут же на мониторах, которые лежат на полу, онлайн-трасляция этого действа.

«Мы говорим о том, что на самом деле то, что видит человек, на самом деле искажено, – поясняет художник Дарья Гусакова. – Плазмы, которые находятся вокруг нас, будут демонстрировать совершенно обратное действие. Если человек смотрит на нас-живых, он видит, что мы трогаем друг друга, а на плазме зрителю будет казаться, что Ира сама трогает свое лицо».

Количество участников перформансов не намного превышает количество зрителей, среди которых подавляющее большинство это молодежь. Многие здесь это учащиеся школы перформанса. Главное чему там учат – забыть обо всем, чему учат в академических художественных заведениях. Съесть лимон на публике – самое меньшее, к чему нужно быть готовым.

Новости культуры