29.08.2011 | 16:36

Уникальный советский фарфор, бронза и живопись на выставке в ЦДХ

30 августа в Центральном Доме Художника открывается выставка произведений декоративно-прикладного искусства и живописи из частного собрания известного московского коллекционера Елены Зениной.

Елена Зенина начала собирать коллекцию советского фарфора более 30 лет назад. «Самая первая фигурка – работа Малышевой «На парад» – была подарена мне папой в ранней юности, рассказывает она. – Но интерес к советскому фарфору, желание как можно больше узнать о нем, появились позже. Мне очень повезло – тогда советское искусство не пользовалось интересом, наши соотечественники его не покупали. Некоторые вещи, которые я приобрела в то время, например, редкие фигуры Данько, просто стояли в одной из галерей Дома художника. Так постепенно стала складываться коллекция».

В экспозиции представлены более ста шедевров мелкой пластики советского периода, созданных лучшими художниками-фарфористами, такими как Е. Данько, А.Сотников, И.Фрих-Хар, И.Слоним, А.Бржезицкая, О.Таежная, С.Орлов, Н.Малышева, М.Холодная, В.Боголюбов. 

В раздел фарфора включены многие работы великолепного мастера фарфоровой пластики и советского агитационного фарфора, ученицы В.Кузнецова – Наталии Данько. Это и знаменитые, вошедшие во все учебники, скульптурные композиции «Шахматы» (1925г.), «Гадалка» (1922г.), «Вышивающая знамя» (1921г.), «Зинаида Райх» (1936г.). Ряд скульптур Данько заканчивает уникальный экспонат: ваза «Демон». Это последняя работа художницы была создана в 1941 году, накануне начала Великой Отечественной войны.

На выставке можно будет увидеть и уникальное собрание бронзовой скульптуры 1920-х – 1960-х гг. В тот период работали ведущие русско-советские скульпторы, которые органично сочетали в своем творчестве классическую дореволюционную традицию и новаторские тенденции модерна и арт-деко.

Сегодня о так называемой «кабинетной бронзе» или же скульптуре малых форм известно немного. Даже специалисты из крупнейших музеев не всегда знают, когда была создана та или иная скульптура, где и когда отливалась. Как правило, подобные вещи отливались небольшими тиражами в качестве представительских подарков видным государственным и партийным деятелям, как отечественным, так и иностранным, и редко попадали в поле зрения коллекционеров и искусствоведов. Поэтому описание практически любой кабинетной скульптуры неизменно заканчивается словами: «Представляет музейный и художественный интерес, на антикварном рынке в России и за рубежом является редкостью».

По мнению известного московского эксперта, заведующего отделом металла и камня музея Декоративно-прикладного и народного искусства А.А.Гилодо «Елене Зениной удалось стать обладательницей наиболее полного собрания, которое не имеет аналогов».

Скульптуры, представленные в коллекции Елены Зениной, были созданы выдающимися мастерами своего времени, такими, как А.Дейнека, Е.Янсон-Манизер, М.Манизер, Е.Вучетич, А.Крыжановская, И.Киш и многими другими.

В рамках выставочного проекта также пройдет первая ретроспективная выставка Николая Горлова (1917 – 1987). Наследие художника, чье имя хорошо известно ценителям живописи – велико, диапазон творческих интересов весьма широк. Горлов создал множество жанровых картин, портретов и натюрмортов, но наибольшую известность получил как автор пейзажей. Его живопись – красочная, пастозная, плотная, с тактильно ощутимой фактурой всегда пользовалась большим успехом. В начале перестройки его картины с удовольствием покупали хлынувшие в Россию европейские и американские коллекционеры, уже в конце 1980-х гг. они стали появляться на торгах французских аукционных домов. К счастью, большая часть его наследия осталась на родине, и сегодня его живописные работы являются украшением многих музейных и частных собраний.

 


Армен Апресян

tvkultura.ru