30.08.2013 | 15:13

К 85-летию со дня рождения Евгения Светланова

6 сентября – 85 лет со дня рождения российского дирижера, пианиста и композитора Евгения Светланова. К этой дате телеканал "Россия К" приурочил показ документального фильма "Воспоминание…" (6 сентября, 19:45) и записи знаменитых концертов ГАСО СССР под руководством выдающегося дирижера (2-5 сентября, 17:40). В рубрике "Легендарные концерты" смотрите концерт ГАСО под управлением Е. Светланова, солисты – Лариса Долина и Александр Градский (6 сентября, 20:35).

"Бриллиантовый дирижер", "последний романтик ХХ века" – это лишь малая часть восторженных эпитетов, которыми награждали Евгения Светланова. "Мира вне музыки для меня не существует", – признавался маэстро. Документальный фильм "Воспоминание..." (6 сентября, 19:45) рассказывает об одном из крупнейших виртуозов XX века. Евгений Светланов удивительным образом совмещал в себе композиторский дар, был прекрасным пианистом, вокалистом, публицистом и одним из значительных дирижеров, долгое время руководившим одним из ведущих оркестров страны. Никто не сделал больше для русской музыки, для русской культуры, чем Светланов.

Портрет создают его близкие друзья и соратники, чьи судьбы оказались переплетены с судьбой Евгения Светланова: Родион Щедрин, Юрий Темирканов, Майя Плисецкая, Александра Пахмутова, Рене Керинг, Владимир Спиваков, Александр Градский, Николай Добронравов, вдова дирижера – Нина Николаева-Светланова, а также генеральный менеджер оркестра шведского радио Майкл Тайден, импресарио Марина Бауэр. В их воспоминаниях в полной мере раскрывается многогранность личности этого талантливого человека, их высказывания – штрихи к портрету музыканта.

Сын артистов Большого театра, Светланов все детство провел за его кулисами, а одной из первых опер, которую он услышал в театре, была "Мадам Баттерфляй" ("Чио-Чио-Сан") Дж. Пуччини – в ней пела его мать, Татьяна Светланова. Эта же опера стала одним из последних произведений, которое исполнил Светланов (Монпелье, Франция).

К выбору профессии Светланов подошел основательно подготовленным. Он делал первые шаги как пианист в институте имени Гнесиных, затем поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в класс композиции к Юрию Шапорину, и лишь потом перешел на дирижерский факультет к профессору Александру Гауку.

Дирижерскую карьеру Евгений Светланов начинал в театре. Театр был для него родным местом: он любил общаться с вокалистами через пространство оркестровой ямы, через суфлерскую будку; прекрасно понимал вокалистов, потому что сам пел. По воспоминаниям Нины Николаевой-Светлановой (жены маэстро), несмотря на то, что он много сил отдал симфонической музыке, театр был для него первым и единственным, что только есть, его первой и последней любовью. Сам дирижер очень жалел, что так мало сделал для театра. "Я очень сожалею, что многое не сделал в опере: то, что мог и хотел бы сделать. Но надо было выбирать. Есть великое слово – выбор, и выбор этот должен быть продиктован не только импульсами, но и сознательным подходом".

Для Светланова-дирижера большой удачей был тот факт, что он был композитором и знал "всю кухню" изнутри. "Дирижер, мне кажется, одна из самых туманных профессий, а может быть и самая туманная среди музыкантов, и этой туманностью очень многие пользуются". Его незабываемые концерты помнят во многих странах мира. Многие отмечают его необычную интерпретацию известных произведений. В программе Майя Плисецкая рассказывает о знаменательном случае из своей жизни – постановке балета "Лебединое озеро" на гастролях в Пекине. Светланов дирижировал хорошо известным произведением настолько непривычно, что до боли знакомая музыка звучала необычно, самобытно, необыкновенно музыкально, и тот триумф, который имел спектакль, бесспорно, стоит отнести на его счет.

В дирижерском репертуаре Евгения Светланова более 600 произведений. В мире больше нет ни одного музыканта-дирижера с таким же обширным репертуаром. Именно под его началом ГАСО вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира. Оркестр под его управлением играл на пределе своих возможностей, но за этим чувствовалась вся мощь и уникальность натуры дирижера.

По воспоминаниям современников, Светланов дирижировал очень эмоционально; внешне сдержано, но всегда с большим чувством внутри. Он обладал настоящей русской душой, с ее крайностями: от романтизма до насыщенной трагичности. В этом он был схож со своей путеводной звездой еще со студенческих лет – Сергеем Рахманиновым. Евгений Федорович воспринимал мир в том же ключе, что и великий русский композитор. Неслучайно, последним произведением, которое исполнил Светланов, были "Колокола" Рахманинова (Лондон). Как точно заметил Владимир Спиваков, фамилия Евгения Федоровича имеет общий корень со словом "свет" и "…тот свет, который он нес своим искусством, своим творчеством, своей жизнью и самим своим существованием людям, продолжает нам светить и продолжает нас согревать".

В фильме звучат фрагменты произведений: Л. Бетховена, И. Брамса, Дж. Гершвина, А. Гречанинова, Дж. Леннона, П. Маккартни, Г. Малера, Й. Ньюстрема, А. Пахмутовой, М. Равеля, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, Е. Светланова, А. Скрябина, И. Стравинского, П. Чайковского, Д. Шостаковича, Р. Щедрина.

К юбилею маэстро телеканал "Россия К" покажет записи знаменитых концертов ГАСО под управлением Е. Светланова (2-5 сентября, 17:35). 6 сентября в 20:35 в рубрике "Легендарные концерты" смотрите выступление ГАСО под управлением Евгения Светланова, солисты – Лариса Долина и Александр Градский, при участии объединенного хора под управлением В. Попова. Запись в Большом зале Консерватории, 1997 год.

Пресс-служба телеканала "Россия-Культура"