30.08.2013 | 14:36

Театр им. Евг. Вахтангова на телеканале "Россия К"

Телеканал «Россия К» представляет премьерные проекты: документальный фильм «Разбирая обстоятельства. "Пристань". Как это было…» (7 сентября, 18:05) и спектакль «Пристань» в постановке Римаса Туминаса (7 сентября, 18:50).

Театр им. Евг. Вахтангова подготовил несколько неожиданный проект – своеобразный театральный альманах под названием «Пристань», состоящий из драматических фрагментов по мотивам произведений Бертольда Брехта, Ивана Бунина, Федора Достоевского, Фридриха Дюрренматта, Артура Миллера, Александра Пушкина, Эдуардо де Филиппо, Уильяма Шекспира, с участием ведущих актеров. На сцену выйдут артисты, чье мастерство и виртуозное лицедейство стали легендой, чье служение составило историю и славу театра: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Галина Коновалова, Ирина Купченко, Евгений Князев. Актеры разных возрастов, дарований, амплуа. В спектакле-бенефисе у каждого актера своя тема, свой герой, своя исповедь. Каждый из них играет ту роль, о которой всегда мечтал.

Постановкой «Пристани», которую телеканал «Россия К» покажет 7 сентября в 18:50, главный режиссер Римас Туминас попытался воздать должное уважение и восхищение актерам, посвятившим свою творческую жизнь одному единственному театру – Вахтанговскому и его зрителю.

«Самое ценное в театре – ждать момента открытия занавеса, – говорит Римас Туминас. – Сыграли и закрыли занавес. Наше дело быть на сцене и работать. Это только на первый взгляд, кажется, что мы начинаем спектакль. Но это не так. Начинают зрители. Они заранее покупают билеты, и уже идут к нам, им это нужно. Нужен дом, где зритель встречается сам с собой. Но надо быть очень осторожным, внимательным и честным, чтобы разрешить человеку встретиться с самим собой…».

А что знает обычный зритель о том, как рождается спектакль, из каких этапов состоит постановочный процесс, какие задачи ставит автор перед актерами и как удается им воплотить режиссерский замысел? Практически ничего. Ему закрыта дорога в закулисье, и не знакомы такие понятия, как застольный период, репетиции с движением, выход на сцену… Что требует режиссер от актеров на каждом этапе? Какой из этапов репетиции «милее» его режиссерскому сердцу? Как режиссер-постановщик работает с художником и композитором? Какие сомнения их тревожат?

Авторы документального фильма-наблюдения «Разбирая обстоятельства. «Пристань». Как это было…» (7 сентября, 18:05) предлагают окунуться в атмосферу создания спектакля «Пристань» от начала до конца. В то время, когда режиссеры и актеры разбирают обстоятельства жизни их сценических персонажей, авторы фильма разбирают обстоятельства жизни и работы самих участников постановки.

«Репетиция – это всегда довольно сложный процесс, – говорит Галина Коновалова. – Это потом, когда спектакль уже выходит, он делается любимым, если его тем более принимают, если все вытанцевалось. А в процессе работы это всегда довольно нервно, всегда хочется, чтобы что-то было лучше…».

Вячеслав Шалевич утверждает, что сначала настороженно отнесся к этому проекту, но сейчас понимает: «Это очень любопытное явление, может быть, потому что каждый делает как бы свой любимый кусок. Такая роль, которая, может, если бы не юбилей, и не снилась бы!».

Юрий Шлыков считает: «… Любое творческое дело очень рискованное и не гарантирует стопроцентного успеха. Если это момент настоящего поиска... Вы можете реализовать те ощущения, чувства и мысли, которые в вас живут, а вот дальше происходит некое чудо. И объяснить никто не может, почему в одном случае это происходит, и произведение рождается, а в другом нет. Это странная тайна любого искусства…».

«Что такое театр? Если бы я знал, не занимался им, наверное, – говорит Римас Туминас. – Или разочаровался бы. Театр – это, наверное, такая жизнь или такой мир, который мог бы быть... но не есть. Это только путь, путь к истине. Но мы знаем, что никогда не дойдем. В этом-то и смысл, и даже радость, что мы не дойдем. Но мы в пути».

Пресс-служба телеканала «Россия – Культура»