30.08.2011 | 12:53

Волшебники света на театральной сцене

В дружеском кругу они шутят, что больше всего любят темноту – она скрывает плохие декорации. Когда за работу берется профессиональный художник по свету – «все тайное становится явным». Прежде всего – все подтексты постановки. Театральный свет – одна из важнейших составляющих визуального образа спектакля. Так кем же считает себя мастер, который его создает – творцом, соавтором или техником-исполнителем чужого замысла? Ответ попытались найти нижегородские корреспонденты «Новостей культуры».

Сотни ламп, лампочек, прожекторов и фонарей включаются движением руки Татьяны Балабановой. На сцене Нижегородского театра драмы свет – тоже актер. Как в сценарии прописаны все реплики героев, так в этой книге обозначен каждый световой переход. Игру света для каждого спектакля долго выверяют на репетициях, но и в ней без импровизации не обходится.

«Бывает иногда город вырубает свет. Было такое: вылетели прожектора, артисты на сцене в темноте. Включаешь дежурку, начинаешь быстро думать, как же сделать, чтобы выйти без накладки», - рассказывает Татьяна Балабанова.

Осветители шутят, что актер может сыграть без грима, костюма и реквизита, но если светооператор забудет включить свет, даже самой гениальной игры никто не увидит.

Свет, который включает Андрей Иноземцев, оживляет. Чтобы вдохнуть жизнь в эти куклы, требуется несколько пар рук актеров и четыреста ламп. Ими Андрей Иноземцев не просто освещает, а рисует. Где добавить темных тонов, а где светлых, диктуют сами герои этой картины. Для каждого из них здесь нужен свой световой мазок.

«Надо сделать немного сказочный свет, чтобы ожить неодушевленный предмет», - объясняет осветитель Нижегородского академического театра кукол Андрей Иноземцев.

Как светом творится сказка, юные зрители никогда не видят, но часть аплодисментов звучит в адрес тех, кто всегда в тени софитов, чтобы свет включился.