30.08.2013 | 09:32

Выставка "Альбомы нынче стали редки…" открылась в Государственном музее А.С.Пушкина

Атрибут ушедших эпох, свидетельствующий о нравах, эстетических предпочтениях и, даже, общественных настроениях. Альбомы, хранящие послания, рисунки, автографы – порой весьма известных и влиятельных персон. Теперь увидеть их можно только в коллекциях – частных и государственных. В Музее Пушкина накануне открылась выставка личных альбомов, больше половины из которых экспонируются впервые. Рассказывают «Новости культуры».

На пожелтевших от времени страницах – тайные признания, экзотические виды, портреты любимых… Иногда сафьяновые обложки скрывают настоящие сокровища. В путевом блокноте Князя Константина Николаевича – рисунки Айвазовского. А в девичьем альбоме графини Толстой – неизвестное изображение самой красивой, по признанию современников, российской императрицы – Елизаветы Алексеевны.

«У нас, безусловно, и в нашем собрании есть и очень редкие альбомы, конца XVIII века, например альбом Бакуниных-Полторацких, который начал заполняться в 1790-е годы, а последние рисунки там были сделаны в 1880-х годах», – рассказывает сотрудник Государственного музея А.С. Пушкина Лидия Карнаухова.

В ХХ веке альбомный жанр приобретает новый смысл. Художественные зарисовки партизанских будней, самиздатовские сборники стихов, по памяти составленные в лагерях. Альбом-гербарий – в прошлом, развлечение для путешественников, - для репрессированного ученого Алексея Вангенгейма, стал способом связи с любимой дочерью.

«Алексей Вангельгейм посылал его с Соловков своей дочери, чтобы одновременно рассказать о природе того края где он находился и научить ее арифметике, – поясняет куратор выставки Сергей Сафонов. – Каждый из листиков посвящен той или иной цифре – три листа это трешка, пять соцветий – пятерочка».

Первую в истории музея Пушкина выставку, полностью посвященную альбомам, готовили не один месяц. Те 34, что вошли в экспозицию выбирали из тысяч.

Самым сложным при подготовке выставки было выбрать разворот, на котором будет открыт альбом – ведь из всех страниц посетитель увидит только эти две. Частично решить проблему помогает вот этот интерактивный стол – на нем можно листать электронные копии альбома без всякого вреда для оригинала.

Самому старому альбому, принадлежавшему семье Бакуниных, два с лишним века. Многие экспонаты, передавались из поколения в поколение, как фамильные сокровища. Ценность некоторых альбомов действительно сравнима с бриллиантами.

«За альбомами во все времена, во всяком случае, во времена коллекционирования, во второй половине ХХ века, началась очень серьезная охота, – рассказывает директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев. – И очень многие коллекционеры собирали эти альбомы находя в них произведения величайших русских художников».

То, что этот юноша – на самом деле баснописец Жуковский в молодости, обнаружилось незадолго до открытия выставки. Авторство этого рисунка, как и большинства иллюстраций в альбомах, неизвестно – рисуя для близких людей, художники чаще всего не подписывались. Сотрудники выставки не исключают, что кто-то из посетителей узнает на одном из анонимных рисунков руку прославленного мастера.

Новости культуры