29.08.2013 | 10:06

"Директор театра" возвращается на сцену

В камерном музыкальном театре имени Покровского премьера, которая заслуживает удвоенного интереса. Во-первых, нынешняя постановка оперы Моцарта «Директор театра» - это возрождение спектакля основателя театра, выдающегося режиссёра Бориса Покровского, он поставил его почти сорок лет назад. А, во-вторых, интересна сама история появления на свет творения венского классика. С этой оперой Моцарт проиграл Сальери в конкурсе, объявленном кайзером Йозефом Вторым. Да вот, в состязании за память потомков, победила всё-таки музыка Моцарта. Рассказывают «Новости культуры».

Это была инициатива снизу – поставить «Директора театра» Моцарта. Предложение исходило от двух солисток Людмилы Соколенко и Нины Яковлевой, они принесли Борису Покровскому клавир этой оперы. Хотели, чтобы у них был «свой» спектакль. Ситуация в чем-то созвучная сюжету этой оперы.

«У нас и взаимоотношения в жизни с Ниной Яковлевой были вот такие, потом Борис Александрович ушел от этих характеров, попадание было стопроцентное», – рассказывает Людмила Соколенко.

Тогда, в 75-м, само обращение к зингшпилю Моцарта было революционным. Это относительно ранний Моцарт, никакого тебе драматургического новаторства, легкомысленный сюжет о соперничестве двух актрис за лидерство в театре, музыка, конечно, красивая, но … исключительно виртуозная, а это в советском музыкознании считалось признаком невзыскательного буржуазного вкуса. Вся опера состоит из 2-х арий, двух ансамблей и разговорных диалогов. Диалоги для спектакля, кстати, написал сам Борис Покровский, и сумел в них даже выразить кредо своего театра. Как говорится, в каждой шутке …

Буквальное возобновление спектакля – задача тоже по-своему революционная. Это попытка второй раз войти в ту же реку, в старые костюмы, так сказать, нарядить новых артистов, внедрить их в постановку другого режиссера. Возрождать спектакль мэтра доверили молодым. Самая сложная задача выпала на долю режиссера Валерия Федоренко.

«В силу того, что другое время, другие актеры, во время работы приходилось для достижения того же результата пользоваться слегка модифицированными мотивационными моментами, чтобы оправдать те мизансцены», – отмечает режиссер.

А новым солисткам для достижения того же результата приходилось ломать себя. Но оба поколения исполнителей работали с увлечением.

«Интересно, увлекательно, – признается исполнительница партии Мадемуазель Зильберкланг Олеся Старухина. – Это другой образ, характер, не совсем соответствует моему характеру, приятно отойти от себя».

В чем новым исполнителям пришлось труднее первопроходцев, так это в музыкальной части. Виртуозное пение перестали воспринимать, как пустую забаву, публика стала требовательнее – Моцарт предполагает особое стильное исполнение, исторически информированное. К чести молодых солистов, надо заметить, что ни одна нота венского гения при исполнении не пострадала.

В театре уверены, что у этого спектакля, как и его прообраза, будет счастливая судьба. У «Директора театра» Моцарта образца XXI века есть все, чтобы полюбиться публике.

Новости культуры