28.08.2013 | 19:34

В Русском музее представлены неизвестные картины Карла Брюллова

В Русском музее выставлены десять живописных полотен Карла Брюллова, о существовании которых не было известно специалистам. Уникальная экспозиция – следствие цепи счастливых случайностей. Все эти картины куплены частными отечественными коллекционерами на недавних зарубежных аукционах. Сменив за полтора века нескольких владельцев, многие полотна утратили свидетельства об авторстве Брюллова, другие и никогда вовсе не упоминались в списке работ Карла "великого". Рассказывают "Новости культуры".

Порядком потрепанное слово "сенсация" применительно к этой экспозиции может быть использовано без всякой натяжки. Для информационного взрыва было бы достаточно обнаружения одного неизвестного живописного Брюллова, Русский музей представил аж десять картин великого Карла, которые никогда раньше не были замечены в выставочном пространстве.

"Мы полагали, что досье Брюллова, список его произведений хорошо изучен, что вряд ли удастся найти какие-то новые произведения", – говорит куратор выставки, искусствовед Григорий Голдовский.

Известное России брюлловское наследие сегодня делится между Третьяковской галереей и Русским музеем, хранящим 72 живописных полотна мастера. Первые открытия экспозиции отсылают к широко известным работам. Автопортрет 1849 года – авторская копия с известной картины, выполненной годом раньше. Великая княгиня Елена Павловна запечатлена в траурном платье, которое она носила в 1828 году в связи со смертью императрицы Марии Федоровны. Портрет молодой женщины у фортепьяно посвящен Эмилии Тимм, супруге Брюллова, которая ушла от художника после 41 одного дня совместной жизни. За разрывом последовал достаточно скандальный бракоразводный процесс. Портреты Эмилии, Аббата и еще три картины предоставил для выставки праправнук брата живописца Александра Брюллова. 

"Основная картина – наверное, портрет аббата, которая сохранилась, когда Александр ездил хоронить брата в Италию, остальные я покупал в разное время", – рассказывает коллекционер Андрей Катков.

Картина, изображающая княгиню Гагарину с сыновьями, помогла потомкам этого рода после революции покинуть советскую Россию. Аристократы собирали деньги на эмиграцию, продавая фамильные ценности. 

"И вот единственное семейное достояние – картина кисти Брюллова – была продана и приобретена никем иным, как Иваном Павловым, знаменитым физиологом", – отмечает Григорий Голдовский.

Коллекционер Сергей Подстаницкий предоставил для выставки редкую жанровую работу Брюллова итальянского периода. Учитывая невероятную популярность художника в Европе после создания "Последнего дня Помпеи", можно предположить, что тема открытий неизвестного Брюллова еще не исчерпана.

"Достаточно много картин в ХХ веке оказалось в аристократических собраниях на Западе, и это не предполагает участие в выставках и публикациях", – отмечает коллекционер Сергей Подстаницкий.

Публикация работ из частных собраний подтверждает достаточно смелые предположения, касающие творческого метода первой кисти империи.

"У Брюллова, в принципе, мы не найдем ни одного до конца завершенного произведения. Возникает вопрос о знаменитом Брюлловском non finito – неоконченном произведении", – продолжает Григорий Голдовский.

Неизвестный Брюллов, представленный в Михайловском дворце, прошел многоступенчатую искусствоведческую экспертизу. Музейщики заверяют, что о подделках не может быть и речи. Интересно, что против детального исследования картин не возражали и коллекционеры, предоставившие работы для выставки. Очевидно, настоящий Брюллов или Брюллов со знаком вопроса – это состояния совершенно разных уровней.

Новости культуры