26.08.2013 | 09:19

Вологодская картинная галерея продолжила серию выставок из цикла "Шедевры музейных коллекций"

«Шедевры музейных коллекций» – популярный выставочный проект Школы акварели Сергея Андрияки. Столичную публику уже знакомили со старинной графикой из музеев Перми, Саратова, Твери, Уфы. Сформировать 15-ю выставку этой серии пригласили Вологодскую областную картинную галерею. В её собрании есть произведения русских классиков – Васнецова, Врубеля, Куинджи, Айвазовского, Коровина, Левитана, есть работы западноевропейских мастеров, и уникальные памятники древнерусской темперной живописи. Об истории создания коллекции и особо об её «акварельной» части – рассказывают «Новости культуры».

Полторы сотни работ, имена первой величины: Бенуа, Машков, Маковский, Лансере, Серебрякова, Петров-Водкин. Мало какой провинциальный музей может похвастаться такой коллекцией, а ведь это только малая ее часть. История собрания Вологодской картинной галереи началась еще до революции. В городе тогда было только два музея – краеведческий и дом-музей Петра Первого. В 1905 году местная интеллигенция организовала Северный кружок любителей изящных искусств. И в Вологде стали проходить выставки столичных знаменитостей, а вскоре в доме городского головы торжественно открылся первый общественно-доступный художественный музей. В основном его коллекция состояла из акварелей и рисунков. На живопись в провинции денег тогда не было.

«Живопись дарили, – рассказывает сотрудник Вологодской областной картинной галереи Любовь Соснина. – В частности, Илья Ефимович Репин. Он подарил одну из своих работ Северному кружку, но, к сожалению, живопись мы здесь не показываем. Уже к 18-му году набралась неплохая коллекция и стали показывать. Но, к сожалению, революция все поменяла».

На выставке – рисунки и акварели, с которых почти 100 лет назад началась эта коллекция. Например, несколько эскизов Александра Бенуа к балету Стравинского «Петрушка». Рисунки Зинаиды Серебряковой и ее автопортрет в возрасте 25 лет. Открытием выставки можно считать вот эти иллюстрации Кузьмы Петрова-Водкина к собственной книге, изданной в 1914-м году. Сейчас – это библиографическая редкость.

«У Петрова-Водкина стоял выбор – быть ли ему писателем или художником, – говорит Любовь Соснина. – В конце концов, он склонился в сторону художественную, но все-таки он написал две книги, и вот одна из них – «Аойя, приключение Андрюши и Кати…» Дети, абсолютно случайно оказываются на острове, внутри пещеры, встречаются там с разными героями. Петров-Водкин тем самым объясняет детям строение земли».

Детскую тему продолжают иллюстрации Елизаветы Бём. Ее учителем был Крамской, ее талантом восхищался Репин. Визитной карточкой художницы стали новогодние и рождественские открытки, которых за свою жизнь она создала около 300. В свое время говорили об особом стиле Бём, художница много выставлялась в России и за рубежом.

«Тема очень актуальная сегодня – детская книга, – отмечает Сергей Андрияка. – Сегодня мы во многом получаем суррогат в иллюстрациях, не хватает мастеров, потому что для того, чтобы сделать хорошую книгу, нужно материал собрать, это длительная работа. Гораздо проще на компьютере что-то такое сделать, а для ребенка-то он все впитывает, для него это важно».

Отдельный зал на этой выставке отведён работам вологодских художников конца XIX – начала XX века. Их имена мало кому известны. Они запечатлели виды северных деревень, старинные деревянные церкви, большинства из которых уже давно нет.

Новости культуры