25.04.2007 | 16:33

Учебники и миролюбие (Литературная газета)

Не отрываясь смотрел по каналу "Культура" передачу "Тем временем". Обсуждался вопрос, как совместить научную теорию эволюции и религиозную картину мира в школьных учебниках, и в стотысячный раз подтвердилось, что доказанных утверждений просто не существует, а существуют лишь психологически убедительные. Причём их убедительность меняется многократно от эпохи к эпохе, от страны к стране, от группы к группе. Учёный ссылается на красное смещение, доказывающее, что наша галактика возникла 15 миллиардов лет назад, а священник спокойно отрицает это, поскольку в Библии речь идёт о шести днях творения. Поэтому на вопрос Архангельского "Как провести границу между знанием и верой?" ответ напрашивается грустный: границы в учебниках проводятся так же, как границы на карте, – соотношением реальных сил.
Лично я вообще рассматриваю историю человечества как историю борьбы иллюзий, а временную социальную истину как иллюзию, вызывающую наибольшее социальное согласие. С этой точки зрения учебник должен не гнаться за абсолютной истиной, но лишь максимально гармонично вписывать ребёнка в современную цивилизацию. В которой уже давно заключено негласное перемирие: религия не вступает в зону ответственности эмпирических наук, эмпирические науки не касаются вопросов метафизики. А потому и учебник должен в первую очередь хранить социальный мир. То есть статус-кво.
Жаль только, было некому хотя бы в двух словах известить аудиторию, что последние открытия в генетике радикально меняют взгляд на конкуренцию как важнейший фактор эволюции: биосфера эволюционирует как единое целое…

Александр Мелихов
Литературная газета (83000), №17, 25 апреля 2007