23.08.2013 | 19:31

Легенда по имени Вадим Юсов

Сегодня, на 85-м году ушел из жизни выдающийся оператор Вадим Юсов. Оставаясь за кадром, он приобрел мировую славу, как и режиссеры, с которыми работал. С Андреем Тарковским Юсов снял "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис", с Сергеем Бондарчуком – "Они сражались за родину", с Георгием Данелией – "Я шагаю по Москве" и "Не горюй". Мастерством обладал феноменальным, опыт накопил колоссальный и передавал его молодым, до самого конца работая во ВГИКе. Рассказывают "Новости культуры".

Во ВГИКе Вадим Юсов был живой легендой. Его называли не иначе как Мастер. Своим мастерством он щедро делился, учеников любил. Поймать Вадима Ивановича в коридорах ВГИКа можно было только на ходу, в движении. У заведующего кафедрой кинооператорского мастерства всегда катастрофически не хватало времени.

"Вадим Иванович был человеком принципиальным и даже жестким, если дело касалась профессии. Он никогда не мирился с тем, чтобы вносились непродуманные решения в обучение операторскому мастерству, и сохранял традиции операторской школы, из котрой он вышел", – вспоминает ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова Владимир Малышев.

Секреты кинооператорского мастерства оставались за закрытыми дверями: свои лекции Вадим Юсов запрещал даже на диктофон записывать, не то что снимать. Но завесу приоткрывал. Говорил: сложной работы не бывает, бывает интересная. Ученики и коллеги называли Юсова скорее художником, одни – классицизма, другие – эпохи Возрождения. За его кинопортреты – мягкие, плавные, редко жесткие, всегда живописные. 

Преимуществом оператора Вадим Юсов называл работу с разными режиссерами, каждый из которых – свой мир. И каждый из этих миров он по-настоящему понимал. Даже если путешествия из одного в другой были цикличны – Юсов фактически чередовал работу с такими разными Андреем Тарковским и Георгием Данелией. Один из первых его фильмов  дебют Тарковского "Каток и скрипка". Следом  признанный шедевр "Иваново детство", "Андрей Рублев" и "Солярис"  уже после черно-белой "Я шагаю по Москве". После выхода картины "Я шагаю по Москве" советские чиновники недоумевали – как это удалось снять без вертолёта.

Военные начальники подарили Юсову самолет, когда он с Сергеем Бондарчуком снимал легендарную ленту "Они сражались за родину". К подарку Вадим Иванович Юсов подошел творчески  снял в падении. О его съемках говорят: технически опередил свое время. Знавший не понаслышке невзгоды Великой Отечественной – бомбежки, голод… Без поколенческих барьеров, он на одном языке говорил с режиссерами разных поколений, тонко и точно Юсову удавалось ухватить и их замыслы. 

Не нарушая гармонии среды, он входил и в мир тех героев, которых снимал. Балансировал свет, находил точку яркости, никогда не смотрел испытующе в глаза, передавая образ без оценки – объективно. 

Предельно незаметно он снимал воспоминания Лилианы Зиновьевны Лунгиной. Одна из последних работ Вадима Юсова  картина Олега Дормана "Подстрочник", которую показывали на телеканале "Россия",  имела оглушительный успех. Камера и оператор – единое целое, говорил Вадим Юсов, до последнего продолжая снимать и учить других кинооператорскому мастерству. 

Обращаем внимание на изменения в эфире нашего канала. Памяти Вадима Юсова будет посвящена программа "Острова", смотрите в 22.10.

Все материалы темы>>>

Новости культуры