31.08.2011 | 10:30

"Кино как предчувствие". Алексей Учитель сегодня отмечает юбилей

Режиссер Алексей Учитель сегодня отмечает 60-летие. В детстве он мечтал стать футбольным тренером. И каждый матч представлял как полуторачасовой кинофильм, в котором игроки были актерами, а тренер – конечно, постановщиком. Так мечта и сбылась. Кстати, «на поле» игрового кино признанный документалист дебютировал довольно поздно. Зато каждая его новая работа ожидаема – и непредсказуема. Как хороший футбольный матч. Рассказывают «Новости культуры».

Режиссер – это не профессия, а образ жизни – Алексей Учитель убедился в этом на примере отца – оператора и документалиста. Устоять перед магией экрана Учитель-младший так не смог. Окончил операторский факультет ВГИКа, в 90-е решился на создание собственной киностудии – «Рок».

«Я хотел знать и не только знать, но и использовать те средства, которые удавалось добыть на кино, они должны были идти на кино. А если бы я это делал с некой продюсерской компанией – я не говорю, что есть плохие, хорошие, есть обманывают которые, есть – нет. Но здесь я знал, что контроль полный, ради этого я собственно и создал компанию», – рассказывает режиссер.

Сейчас компания Учителя занимается дебютным игровым кино, иногда, по старой памяти – документальным. К этому жанру режиссер по-прежнему неравнодушен. В 88-м он первым показал русский рок не как музыкальное, а как социальное явление.

Год спустя устроил шокирующую экскурсию по заведениям на берегу питерского «Обводного канала». А потом пустился в путешествие по Старому Свету в компании российских художников, писателей и музыкантов. Так появилась документальная лента «Елы-палы, или Митьки в Европе».

Свою «Баттерфляй», посвященную Роману Виктюку, назвал «экзистенциональным шоу». Все эти ленты – особый взгляд Учителя на реальность.

Он и первую свою игровую картину, «Манию Жизели», начал снимать, как документальную. Но главная героиня – балерина Ольга Спесивцева скончалась в нью-йоркском доме престарелых. Тогда группа Алексея Учителя решила – надо снимать игровое кино.

Фильм «Мания Жизели» получил несколько российских и международных наград. В 2000-м уже следующая картина – «Дневник его жены» – взяла Нику и гран-при на Кинотавре. Режиссер вспоминает: после съемок с исполнителями главных ролей просил прощения на могиле Ивана Бунина – за то, что показал его личную жизнь «без купюр».

«Он очень меняется в соответствии с теми задачами, которые себе ставит, – рассказывает киносценарист, режиссер Александр Миндадзе. – Мне кажется это редкое качество человека, который работает не ради только собственных амбиций, и, не преувеличивая своего значения, не обладая манией величия, абсолютно прискорбной и абсолютно тупиковой для творчества».

С Александром Миндадзе Учителя свел фильм «Космос как предчувствие». Добрая, трогательная картина про людей из глубинки, мечтающих о Большом Космосе, такая не похожая ни на одну его прошлую ленту. О работе Алексея Учителя на съемочной площадке ходят легенды. Если кадр не нравится режиссеру, дубли могут повторяться до бесконечности.

«Когда уже не выдерживаешь, говоришь: Леш, 30 дублей наснимали, что тебя не устроило. Он не может объяснить. Он как шаман: ну, вот надо еще один дубль, что-то его смущает, он не договаривает. И поэтому не понимаешь. Но в 31-м дубле пробегает собака случайная. Он говорит: Слава Богу! Снято», – рассказывает Народный артист России Евгений Миронов.

Документалист и перфекционист, своей страстью к правде в каждом кадре он заражает и свою команду. Вот уже несколько лет Учитель работает с одними и теми же, проверенными людьми.

«Это великим нужно обладать талантом, видением, чтобы собрать вокруг себя людей, компанию, единых себе по духу, и держать их около себя столько лет. Это, конечно, надо обладать сильной притягучестью, обаянием, умом», – говорит актриса Ирина Пегова.

Как и любой режиссер, он любит открывать молодые таланты. Ирина Пегова – одно из таких «открытий». Молодую театральную актрису Учитель пригласил на главную роль в «Прогулке». Действие фильма происходит в реальном времени. Это своеобразный операторский эксперимент: первый кадр длится 25 минут, его репетировали две недели! Экспериментом занимается Учитель и во ВГИКе. В этом году выпустил курс. Его студенты снимают и игровое, и документальное кино. Даже в свой юбилей не перестает говорить о проблемах российского кинематографа.

«Одна из главных проблем в нашем кинематографе – то, что мы не думаем, что будет в будущем, – считает Учитель. – Дебютов мало, нет какого-то единого центра, который бы занимался этим, продюсерского. И вот эта вся хаотичность, и пропадают талантливые люди».

Сейчас Алексей Учитель готовится к съемкам нового фильма по повести «Восьмерка», специально написанной для режиссера Захаром Прилепиным. Само литературное произведение увидит свет лишь после выхода картины. Все детали проекта пока держатся в тайне.

К юбилею Алексея Учителя смотрите на нашем канале в субботу, 3 сентября, в 22.50 фильм режиссера «Дневник его жены».

Читайте также: 

Алексей Учитель отметит юбилей